Рассылка № 17
Нравственность и лидерство
Уважаемые учителя!

Нравственность и лидерство - еще две черты характера, о которых говорит программа "Образование 2030". Интересно, как меняется концепция лидерства - она уже не рассматривается в связке с харизматическими личностями, это скорее навык, которому можно научить.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Татьяна Погодаева Обновленная образовательная программа (время просмотра двух частей 9 мин. ) - учительница из Капчагая ведет свой видео-блог о своей работе.
  2. Статья. Нравственность и лидерство (время чтения 12 мин.) - будущее требует новый тип лидерства, он не завязан на харизматичную личность, а на новый тип сотрудничества.
  3. Технологии. Punto switcher (время чтения 1 мин.) - вы больше не будете ошибаться с раскладкой клавиатуры, программа меняет ее автоматически.
  4. Источник информации. Arzamas (время чтения 1 мин.) - большое подспорье для учителей гуманитарного цикла. Путеводители по истории, литературу и искусству.
  5. Познавательный сайт. Pixelspace (время чтения 1 мин.) - трудно объяснить ученикам масштаб вселенной? Этот сайт с юмором наглядно покажет, насколько она велика.
1. Видео
Татьяна Погодаева - учительница из Капчагая. Она ведет youtube-канал о своей работе, и в этом видео 2016 она рассказывает о том, с какими проблемами сталкивается учитель, работающий по обновленной программе. Это пример, как профессионалы могут не только обмениваться друг с другом информацией, но и распространять свои идеи. Интересно ли вам попробовать записать свое видео?
Время просмотра двух частей - 20 мин.
2. статья
Как меняется лидерство?
Фрагмент книги "Четырехмерное образование", которая является была написана в сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030».
время чтения 12 мин.
Лао Цзы
Чтобы возглавить людей, иди рядом с ними...Лучшим лидером является тот, о существовании которого люди даже не догады­ваются. Чуть хуже тот, которого почитают и восхваляют. Еще хуже тот, которого люди боятся; и еще хуже тот, которого люди ненавидят... Когда работа лучшего лидера выполнена, люди гово­рят: «Мы сделали это сами!»
Лидерство. Хотя никто не сомневается в том, что организациям нужны эф­фективные лидеры, представления о том, что включает лидерство, и как возможно ему научить, продолжают меняться. В традици­онном подходе структура управления ориентирована на контроль отдельных процессов, а лидеры — выдающиеся и харизматиче­ские личности, почти супергерои, которые работают обособленно, вдохновляя своих подопечных действовать на благо цельной и стабильной организации. В этой механистичной парадигме под­чиненные рассматриваются в качестве подопечных, а лидеры — в качестве экспертов, пытающихся максимизировать свой контроль и мотивировать подчиненных действовать определенным спосо­бом, чтобы выполнить миссию и цели организации.

С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что лидер­ство уготовано неординарным личностям (недоступно для боль­шинства людей) и во многом является врожденным качеством, которому нельзя научиться. Но подобное мнение опровергают не только исследования, посвященные значению незаметного лидер­ства, но и факт того, что успешные лидеры часто не соответству­ют традиционному образу героя. Даже наоборот, они могут быть «застенчивыми, непритязательными, нелепыми и скромными, но в то же самое время иметь громадные амбиции, касающихся даже не их самих, а организации».

Сейчас появляется новый подход к лидерству, ориентирован­ный, наоборот, на процесс тесных взаимоотношений с людьми. Он рассматривает организации как социальные структуры, со­стоящие из «текущих моделей смыслообразования и алгоритмов деятельности, принятых людьми в отношениях друг с другом и своими культурами». С этой точки зрения, лидерство не связа­но с какой-либо личностью, а представляет собой совокупность процессов, практик и аспектов взаимодействия, причём дости­жение полного контроля как невозможно, так и нежелательно. Ли­деры, так же как и все остальные, должны постоянно разбираться в хаотичных и часто противоречащих друг другу данных и целях. Навыки, которые им нужны (такие как умение договариваться и задавать направляющие вопросы), лучше поддаются обучению и более практичны. Кроме того, такая структура управления допу­скает большую степень гибкости и неопределенности, предпола­гая, что групповые процессы важнее мнения индивида.

Подобный подход руководствуется современными моделями лучших управленческих практик, разработанными в рамках нау­ки о сложных системах, согласно которым отдельный лидер спо­собствует групповым процессам и отношениям, а не навязывает свое мнение сверху вниз, тем самым ограничивая потенциал всей организации способностями конкретного человека.

Концепция лидера как «героя-одиночки» сменяется на подход к лидерству, основанный на тесных взаимоотношениях, коллек­тивном труде и отсутствии авторитарности. Это делает возмож­ным более точное и обдуманное принятие решений и увеличива­ет гибкость реакции на растущую сложность и неопределенность нашего мира.

Распространенная модель преподавания лидерских навыков определяет лидерство как «процесс, основанный на тесных вза­имоотношениях и соответствующий этическим нормам, направленный на совместное достижение положительных изменений». Эта модель предполагает, что лидерство выражается в способности вовлечения в те или иные процессы, умении делегировать полно­мочия, целеустремленности, этичности и ориентации на процесс.
Теодор Рузвельт
Воспитать человека интеллектуально, не вос­питав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.
Нравственность. Представление о том, что нравственность — это обучаемое каче­ство характера, в значительной степени основано на литературе по моральному развитию. Оно было впервые выдвинуто Жаном Пиаже и Джоном Дьюи, а в дальнейшем развито Лоренцем Кольбергом и Карол Гиллиган. Главная идея заключается в том, что дети с рождения проходят через стадии морального суждения:
  • от до-конвенциональной (подчинение и наказание, ориентация на личную выгоду),
  • через конвенциональную (межличностное соглашение и конформизм, авторитет и поддержание социального по­рядка),
  • к пост-конвенциональной (ориентация на общественный договор, универсальные этические принципы).
Джон Дьюи сделал предположение, что «обучение — это работа по созданию условий, которые позволят психологическим функ­циям развиваться в самой свободной и полной форме». Успеш­ному моральному развитию содействует среда, которая предо­ставляет возможности для приобщения к группе, совместного принятия решений и принятия ответственности за последствия своих действий. Кольберг предложил три условия, способствую­щих обсуждению морали на уровне школы:
  1. Знакомство со следующей, более развитой стадией суждения.
  2. Знакомство с ситуациями, ставящие проблемы и выявляющие противоречия в рамках текущей моральной структуры учени­ка, которые приводят его к неудовлетворенности собственным текущим уровнем.
  3. Атмосфера общения и диалога, объединяющая первые два ус­ловия, в которой откровенно и свободно сравниваются проти­воречащие друг другу моральные взгляды.
Важно отметить, что знание этики не обязательно приводит к этичному поведению. Моральность поведения сильно обуслов­лена обстоятельствами, оно может определяться различными факторами, среди которых личная заинтересованность и эмоци­ональный фон, или качествами характера, такими как отвага, или наличием сильных этических ролевых моделей, которые можно воспроизвести.

Исследование взаимосвязи между стадиями морального су­ждения и силой воли, с одной стороны, и распространенностью нечестного поведения, с другой, обнаружило, что всего 15% учеников, находящихся на пост-конвенциональной стадии, обманывает. На конвенциональной стадии таких 55%, а на до-конвенциональной — 70%. Причем, в рамках конвенциональной стадии среди обманщиков было лишь 26% от тех, кого исследование называет участниками с сильной волей, в то время как остальные 74% бы­ли определены как слабовольные.

По этим причинам целесоо­бразно воспринимать этику как качество характера, а не область знания, хотя изучение этических принципов, заложенных в раз­личных предметных областях (например, в биоэтике), может ока­зывать определенное влияние на этичность поведения.
3. технологии
Punto switcher
время чтения 1 мин.
Punto Switcher — программа, которая автоматически переключает раскладку клавиатуры. Она знает, что «ghbdtn» — это «привет», а «пщщв ьщктштп» — это «good morning». А вы знаете, что с Punto Switcher ваша раскладка — всегда правильная. Пользуясь ею, вы перестанете снова и снова набирать текст, который начали набирать буквами другого алфавита. Очень полезно!
4. Источник информации
Arzamas — это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию. Мы создаем для вас своеобразный университет, который соберет лучших преподавателей и будет строиться прямо у вас на глазах.

В основе Arzamas лежат курсы, или «гуманитарные сериалы», — каждый на свою тему. Раз в две недели мы будем открывать новую «кафедру»: по четвергам на сайте будут появляться новые курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке.
5. познавательный сайт
На сайте Pixelspace, о котором мы рассказываем в этот раз, можно попытаться понять масштабы вселенной. Запустите свой космический полет - и вы начнете двигаться в пространстве. Чтобы вам не было очень скучно, во время полета создатели будут рассказывать с чувством юмора какие-то данные о путешествии. Скорость можно увеличить, если изменить единицу измерения.

Для начала выберите русский язык в правом верхнем углу.

Попробуйте нажать на все кнопки на сайте - создатели попытались максимально интересно подать материал.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda