Рассылка № 18
Мета-образование
Уважаемые учителя!

Мета-познание, другими словами, — это процесс мышления о мышлении. В него входит рефлексия текущего положения дел, бу­дущих целей, возможных действий, и стратегий поведения, а так же их гипотетических результатов.
Оно позво­ляет применять полученные компетенции при работе со всеми об­ластями знания, что важно для учащихся, готовящихся к реальной жизни, в которой четкое разделение на дисциплины исчезает, и каждый обязан подбирать способности из всего диапазона своего опыта, чтобы эффективно использовать их для решения текущих задач.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Татьяна Черниговская Как научить мозг учиться? (время 1 час 30 мин. ) - интереснейшая лекция о том, какие физические изменения происходят с мозгом, когда мы учимся.
  2. Статья. Мета-образование (время чтения 12 мин.) - новый подход к обучению, который предполагает уделять внимание и самом процессу мышления. Зачем нам думать о наших мыслях?
  3. Технологии. Математические хитрости (время чтения 1 мин.) - помогите своим ученикам считать в уме быстрее с помощью приложения для смартфона.
  4. Источник информации. Словари 21 века (время чтения 1 мин.) - онлайн-инструмент для учителя русского языка.
  5. Познавательный сайт. Масштаб вселенной (время чтения 1 мин.) - дайте ученикам задание найти, чем похожи микро- и макромиры.
1. Видео
Удивительная ученая Татьяна Черниговская рассказывает о том, каким загадочным является наш мозг. Тема ее лекции - как научить мозг учиться!!
Время просмотра двух частей - 1 час 30 мин.
2. статья
Мышление о мышлении
Фрагмент книги "Четырехмерное образование", которая является была написана в сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030».
время чтения 12 мин.
Психолог Герберт Гёрджой
Неграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать или писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться
Что это? Мета-познание, другими словами, — это процесс мышления о мышлении. В него входит рефлексия текущего положения дел, бу­дущих целей, возможных действий, и стратегий поведения, а так же их гипотетических результатов. Способность к мета-познанию важна для каждого аспекта обучения и для жизни в целом. По сво­ей сути, это базовая стратегия выживания, которую в той или иной форме демонстрируют даже крысы.

Зачем нужно? Возможно, наиболее важный довод в пользу развития ме­та-познания—это то, что оно способно улучшить применимость знаний, навыков и личных качеств в сферах, выходящих за рамки непосредственного контекста, в котором они были. Это позво­ляет применять полученные компетенции при работе со всеми об­ластями знания, что важно для учащихся, готовящихся к реальной жизни, в которой четкое разделение на дисциплины исчезает, и каждый обязан подбирать способности из всего диапазона своего опыта, чтобы эффективно использовать их для решения текущих задач. Это полезно (и зачастую необходимо) даже в академиче­ском контексте, чтобы не ограничивать применение принципов и методов дисциплинарными рамками. Применимость также не­обходима внутри отдельной дисциплины, так как конкретное по­нятие или навык изучается на одном примере, в то время как уча­щиеся обязаны знать как использовать их в другом контексте или другом задании, например, чтобы выполнить домашнюю работу или сдать экзамены. Применимость — это главная задача образо­вания, поскольку предполагается, что учащиеся усвоят то, чему их учат в школе и используют это в жизни.

Пример, как это работает. Чтобы проиллюстрировать значение мета-познания и то, ка­кую роль оно, в действительности, играет в процессе обучения, мы рассмотрим пример из математики, в которой важность мета-по­знания для обучения и успеваемости была доказана. В частно­сти, когда учащихся-новичков сравнивали с опытными матема­тиками, выяснилось, что учащиеся выбирали подходящую, на их взгляд, стратегию и применяли её, не проверяя, действительно ли она хорошо работает. Таким образом, значительное количество времени было потрачено на бесплотные поиски. В то время как более опытные математики руководствовались мета-познанием, постоянно проверяя, ведет ли выбранный ими подход к решению, а не в тупик. То, как человек учится, влияет на то, как он пони­мает стоящие перед ним задачи, какие стратегии он используют для достижения образовательных целей. Оно может помочь эф­фективнее решать задачи, и, в результате, оказаться востребован­ным в очень широком спектре ситуаций. Подобные мета-познава- тельные стратегии представляют собой мощный инструментарий, подходящий для любой дисциплины, междисциплинарной про­блематики и для обучения в целом.

Методика обучения мышлению. Конечно, учитывая насколько абстрактна подобная образо­вательная задача, педагогам важно точно понимать каким об­разом учить мета-познанию. Традиционные методы улучшения образовательных стратегий учащихся часто ориентированы на закрепление определенного порядка действий (конспектирова­ние, самоконтроль, планирование, и т.д.) и как правило приводят к первоначальному повышению интереса и некоторым кратко­срочным улучшениям, но в конечном итоге происходит возврат к старым привычкам. Хотя подобные тактики могут работать в краткосрочной перспективе (например, чтобы быстро вызубрить необходимое к экзамену), как только условия меняются, примени­мость этих методов практически сходит на нет. Более стратегиче­ские методы, ориентированные на мета-познание как инструмент углубленного обучения, (такие как развитие и взращивание уста­новки на развитие (см. далее), установка образовательных целей и наблюдение за ними, развитие способности действовать вопреки трудностям) приводят к более продолжительным достижениям.

Мета-познание можно представить как процесс наблюдение сложноорганизованного мышления за более простой интеллекту­альной деятельностью. На самом деле, под это определение попа­дает целый ряд психических процессов. Результаты мета-познавательной подготовки варьируются в зависимости от того, какие виды простой мыслительной деятельности наблюдаются, и того как они наблюдаются. Исследования выделяют три уровня описа­ния мета-познавательных процессов:

♦ Вербализация знания, которое уже представлено в языковом виде (например, припоминание того, что произошло в расска­зе).

♦ Вербализация невербального знания (например, припомина­ния того, как собирать кубик Рубика).

♦ Вербализация объяснений вербального или невербального знания (например, объяснение как использовать риториче­ские структуры прочитанного рассказа).

Только третий уровень мета-познавательного процесса связан с улучшением результатов в решении задач.

Результат. Мета-познание может быть развито в учащихся в контексте их текущих задач и может улучшить как освоениекомпетенциий, так и применимость обучения в целом, вне зависимости от их начального уровня успеваемости. Фактически, наиболее полезно оно может быть для учащихся с низкой успеваемостью, так как учащиеся с хорошей успеваемостью уже используют стратегии, доказавшие эффективность для них. Что касается обучения уче­ников с ограниченными возможностями или низкой успеваемо­стью, по результатам исследований мета-познавательная подго­товка демонстрирует более серьёзные улучшения поведения, чем традиционная подготовка, основанная на контроле внимания.

Студенты, обладающие более высоким уровнем веры в соб­ственные силы (более уверенные в собственной возможности достигать поставленных целей), с большей долей вероятности за­нимаются мета-познанием, и, в свою очередь, с большей долей вероятности работают лучше. Это убедительно свидетельствует о положительном эффекте для учащихся с хорошей успеваемостью: они более успешны благодаря использую мета-познавательных стратегий, которые увеличивают их уверенность в себе и, в свою очередь, еще больше увеличивают их эффективность. Мета-позна­ние — это неотъемлемая часть единого образовательного цикла, и, точно также, как и другие его элементы, поддается дальнейшему развитию в процессе обучения.
Дополнительная статья, в которой доказывается, как применение мета-образования влияет на успеваемость - перейти по ссылке
3. технологии
Математические хитрости
время чтения 1 мин.
Математические хитрости - программа для смартфона, которая поможет ускорить решение арифметических примеров в уме. В начале решение примеров покажется сложным, но после того как вы пройдете тренировочный режим ( в котором наглядно показана суть математических трюков), поймете, что все куда проще.
4. Источник информации
"Словари 21 века" - проект №1 в России в сфере разработки и издания современных фундаментальных, базовых и школьных словарей русского языка. Программа проекта формируется объединенным научно-редакционным советом издательства «АСТ-Пресс» и Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН. В основе каждого словаря лежат фундаментальные исследования, основные достижения современной лексикографии. Все издания проходят обязательную экспертизу РАН.

Специальные школьные словари для 1—11 классов содержат дидактический и иллюстративный материал и являются универсальными учебными пособиями, разработанными в соответствии с положениями ФГОС.
5. познавательный сайт
Как и в прошлой рассылке, речь пойдет о масштабах. Но теперь мы покажем, как можно сравнить размеры как в микро-, так и в макромире. Используйте ползунок, кликайте по объектам для дополнительной информации. Представляем шкалу масштаба вселенной.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda