Рассылка № 29
Отношения с родителями
Уважаемые учителя!

В развитых странах принято считать, что учитель - это специалист, поэтому никто не вправе советовать как и что делать специалисту. Например, в Финляндии родители только спрашивают у учителей совета, но никогда не пытаются вмешиваться в учебный процесс, так как понимают, что это не их область специализации.
К сожалению, казахстанским учителям приходится "держать оборону" по нескольким направлениям - внешняя администрация, внутренняя, дети и родители.
Но раз уж в нашей культуре так сложилось, что родители играют большую роль, давайте посмотрим, как можно использовать их участие во благо.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Другая школа. Швейцарская школа (время чтения 7 мин. ) - еще один источник вдохновения о том, в каком направлении можно изменить школу.
  2. Статья. Отношения с родителями (время чтения 17 мин.) - попробуйте не проходить учебную программу, а открывать ее вместе с детьми. Возможно ли такое, чтобы дети сами обнаружили то, что уже написано в учебнике?
  3. Технологии. Торренты (время чтения 1 мин.) - скачивайте фильмы, аудио, книги и другие файлы, которые есть у других пользователей Интернета.
  4. Источник информации. vert Dider (время чтения 1 мин.) - еще один канал с научно-популярным видео, перевдеенным на русский язык.
1. Другая школа
Школа в Швейцарии
Время чтения 7 мин.

Швейцарская школа по качеству образования может дать фору финской. Об этом свидетельствуют впечатления Ирины Плыткевич, мамы двух детей, которые посещают швейцарскую школу.
Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает. Поделюсь этим. Пусть самые-самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.

— 1 —

Уроки идут блоками по полтора часа. Между ними двадцать минут отдых, во время которого дети всегда на улице. Да, мне всё понятно про разницу в погоде, но здесь так построена школа, что дети выходят из класса на воздух под навес. Такая терраса у каждого класса. (Ну а вдруг вы будете строить свою школу). Им даже не надо переобуваться. В любой дождь и ветер они там.

В хорошую погоду все (и учителя, клянусь!) играют в футбол, баскетбол, пинг-понг и всякие вышибалы. Ребёнка, который НЕ бегает, скорее всего отведут к врачу. Моих водили каждый день первые две недели. А они просто не в курсе, что в школе можно бегать.

— 2 —

С 11:30 до 13:30 обеденный перерыв. Можно остаться в школе, можно вернуться домой. Меня этот перерыв немного бесит, но из-за него дети вообще не устают. Вообще. Алёна вчера спросила: «А долго мы ещё так отдыхать будем?». С утра учатся с 8:15, вечером до 16:00. В среду короткий день до 11:30.

— 3 —

Чтобы дети не боялись формулировать свои мысли в письменном виде (сказали на собрании, что это катастрофически исчезающий навык сегодня), в школе есть почта «учитель — ученик». У каждого ребёнка свой почтовый ящичек, туда кладёшь записочку, учитель обязательно отвечает лично тебе. Пользуется невероятным успехом — с утра все бегут забирать свои «письма».

— 4 —

Словарные диктанты пишут под картинкой. То есть под картинкой, обозначающей какое-то слово, нужно написать правильно само это слово. А не под диктовку, ёлки. Считаю, что вот это из серии «всё гениальное просто». Ребёнок запоминает, как пишется слово, визуально сопоставляя его с картинкой. Это работает нереально.

— 5 —

Когда делают какой-то доклад, всегда включают музыку. Я не очень понимаю пока, как это работает, но на «сделать доклад» всегда очередь из-за того, что дети сами выбирают для него музыку. В докладе, кстати, приветствуется костюм и реквизиты. Такой мини-спектакль.

Никаких презентаций в Power Point нет. Считается, что ребёнок в начальной школе не может сделать презентацию самостоятельно.

— 6 —

На математике КАК решать примеры не объясняют. То есть ребёнок, на основе имеющихся у него уже знаний, должен придумать, как легче решить, допустим, 48 + 53, выйти и объяснить. Правильного способа нет, все решают так, как им удобно. Своим способом.

Из-за этого, допустим, когда выяснилось, что класс уже знает дроби, а Олеся ещё не в курсе, все дети бросились объяснять ей по-разному, используя яблоки, кубики и пластилин. Учительница самоустранилась, а через два дня просто спросила её, всё ли понятно. Олеся говорит: «Мне ещё никогда ни одна тема не была НАСТОЛЬКО понятна».

— 7 —

Многое трогают руками. Весь окружающий мир — это вообще про «потрогать и попробовать». Дегустировали тут пшеницу, рожь и овёс. Потом ездили на мельницу это всё молоть. Теперь им обещают, что пекарь испечёт из их муки булочки и притащит это всё в школу.

На географии изучают местный регион буквально так: «Вот здесь у нас такая-то речка, пойдёмте смотреть. Видите, тут почва такая-то, а тут такая-то. Здесь на горе, смотрите, такая растительность, а вот на той горе — поедем завтра — другая растительность».

На предмет, который про «сделать руками» (attivita creativa), — часов столько же, сколько и на физкультуру. И это два лидера по количеству часов в неделю.

— 8 —

Считают, что ошибки — путь к успеху. У Алёны в классе (3 класс) сделали даже такую фею ошибок (очень красивая симпатичная куколка). Сами, руками. Фея эта голосом, понятно, учительницы объясняет им, что ошибаться хорошо и можно, переживать тут вообще нечего, потому что ты: а) мыслишь креативно; б) не боишься пробовать.

У Олеси (5 класс) учительница рассказывает каждый день новый пример из науки, когда ошибка привела к открытию.

— 9 —

Справка от врача нужна, если только пропускаешь больше двух недель! Правда, это единственный случай, когда надо все задания делать дома. Ну, ладно уж. Так и быть.

— 10 —

Школа начальная. Муниципальная, абсолютно бесплатная. На мой московский взгляд, темп довольно медленный, но тем не менее программы в целом совпадают, а у Олеси класс даже чуть ушёл вперёд в сравнении с российским. Не понимаю, как это у них получается с таким «отдыхательным» подходом. Но поглядим.
2. статья
Отношения с родителями

Мы решили представить две статьи. Одна написана зрелым педагогом Мариной Бельфер,
а вторая - молодым учителем Андреем Балиным.
Они занимают где-то противоположную точку зрения, и все же оба взгляда дают пищу для размышлений об отношениях учителей и родителей.

время чтения 17 мин.
1. Марина Бельфер. 5 претензий учителя к современным родителям

Источник - psychologies.ru

Родители считают, что школа им должна. Многие родители считают, что школа им должна, а что должны они – не знают. И у многих нет желания понять и принять требования школы. Они знают, что должен учитель, как он должен, почему он должен, зачем. Конечно, это не обо всех родителях, но примерно треть теперь в меньшей степени, чем прежде, готова к доброжелательному взаимодействию со школой, особенно в среднем звене, потому что к старшим классам они успокаиваются, начинают многое понимать, прислушиваются и смотрят в одну сторону с нами.

Современные родители как налогоплательщики считают, что школа им должна предоставить набор образовательных услуг, и государство их в этом поддерживает. А что должны они? Отдают ли они себе отчет в том, насколько ребенок их стараниями подготовлен к жизни в средней школе?

Родители хотят руководить школой. Многие из них стремятся вникнуть во все школьные дела и непременно принять в них участие – это еще одна особенность современных родителей, особенно неработающих мам.

Я убеждена в том, что помощь родителей нужна тогда, когда школа или учитель за ней обращаются.

Опыт нашей школы говорит о том, что успешна и продуктивна совместная деятельность родителей, детей и учителей при подготовке к праздникам, на субботниках в школе, при оформлении кабинетов в творческих мастерских, при организации сложных творческих дел класса.

Родители транслируют ребенку свое отношение к школе. Нередки случаи, когда родитель чем-то недоволен и может сказать при ребенке про его учительницу: «Ну и дура». Не могу себе представить, чтобы так могли сказать мои родители и родители моих друзей. Не надо абсолютизировать место и роль учителя в жизни ребенка – хотя оно нередко очень важное, но если ты выбрал школу, хотел в нее попасть, то, наверное, невозможно идти в нее без уважения к тем, кто ее создал и кто в ней работает. А уважение проявляется в разном.

Уважение к школе, к учителю начинается еще в детстве с благоговения перед авторитетом родителей, и в нем, естественно, растворена любовь: «Это делать нельзя, потому что расстроит маму». У верующего человека это потом становится частью заповедей, когда он сначала неосознанно, а потом умом и сердцем понимает, что можно, а что нельзя. Но в каждой семье, даже неверующей, есть своя система ценностей и заповедей, и их ребенку надо последовательно прививать.

Родители жалуются. У современных родителей вдруг открылся канал связи с высокими инстанциями, появился Рособрнадзор, прокуратура. Теперь чуть только кто-то из родителей не доволен школой, сразу звучат эти грозные слова. И доносительство становится нормой, мы пришли к этому. Это последняя точка в истории контроля над школой. А намерение установить камеры в кабинетах? Надзирающие органы считают, что в каждом учебном кабинете должна быть камера. Представьте себе живого учителя, работающего с детьми, за которым непрестанно следит камера.

Родители растят потребителей. Еще один аспект современного родительства: многие довольно часто стараются обеспечить детям максимальный уровень комфорта, самые лучшие условия во всем: если экскурсия, родители категорически против метро – только автобус, только комфортабельный и желательно новый, что гораздо более утомительно по московским пробкам.

Когда мы недавно организовывали образовательное путешествие за границу, одна мама очень возмущалась, какой в результате был выбран неудобный рейс (мы стараемся подобрать самый дешевый вариант, чтобы могли поехать все желающие).

Мне это не очень понятно: я полжизни в наших школьных путешествиях проспала на матах, на теплоходах мы всегда плавали в трюме, и это были замечательные, самые прекрасные наши поездки. А сейчас – гипертрофированная забота о комфорте детей, родители растят капризных потребителей, совершенно неприспособленных к реальной жизни, не умеющих позаботиться не только о других, но и о себе.

Но есть родители, которые становятся друзьями. Но есть у нас и потрясающие родители, которые становятся друзьями на всю жизнь. Люди, которые с полуслова понимают нас, принимают сердечное участие во всем, что мы делаем, с ними можно посоветоваться, обсудить что-то, они могут посмотреть на это дружеским взглядом, могут сказать правду, указать на ошибку, но при этом стараются понять, не становятся в позицию обвиняющего, умеют встать на наше место.
2. Андрей Балин. Родители и учителя: кто «знает лучше»

Источник: Newtonew

Подходит к концу мой пятый год работы в школе. За это время я научился на практике гораздо большему, чем в аудиториях университета. Непосредственное взаимодействие с учениками и их родителями позволяет понять педагогику гораздо лучше, чем анализы методичек 70-х годов, поэтому я смело могу заявить, что учителем меня сделали дети, а не теоретические знания (хотя без них, конечно, не обошлось).

Будучи достаточно молодым педагогом и молодым человеком, я готов искать и находить в своей профессии что-то новое ежедневно и быстро подстраиваться под изменения. Меня очень порадовало введение электронной документации, появление электронного журнала (не радует только то, что бумажный журнал тоже никуда не делся), возможность активно использовать технику в профессиональной деятельности.

Прошлое школы. А ещё меня очень радует, что я не знаю прошлой школы.

Конечно, у меня есть примерные представления о школьной системе 90-х годов, когда учился я сам, но тогда я не был привязан к ней на профессиональном уровне. А советская школа и вовсе прошла мимо меня. Но не мимо многих уважаемых учителей, которые продолжают работать в школе и сейчас.

Отсутствие привязанности к старой школе позволяет избегать набивших оскомину конструкций: «а вот раньше...», «а мы-то в советское время...», «а вот в моей молодости такого не было...» и так далее. Привязанность же к отжившей системе вынуждает учителя сомневаться в нужности электронного журнала, смартфона с постоянным доступом к интернету, социальных сетей и иных современных способов коммуникации.

Старые правила не работают? Кроме того, эта привязанность (даже не осознанная), вынуждает выстраивать связи внутри коллектива «как раньше», связи с учениками «как раньше», связи с родителями «как раньше». Хотя такие связи чаще всего уже не работают.

Не работают по разным причинам. Во-первых, как бы кто ни сопротивлялся, школьная система всё же меняется — компетентностный подход даже в самых простых проявлениях даёт качественно иной результат, а значит, ничего уже не будет «как раньше». Во-вторых, меняется общество. Пусть это не всегда яркие и заметные изменения, пусть и не всегда положительные, но изменения есть и они принципиальны. В-третьих, меняются и сами люди. Да, в школу теперь приходят совсем другие дети и совсем другие родители, но так ли это плохо?

Можно ли вообще оценивать такие явления по шкале «хорошо-плохо»?

Так уж получилось, что по причине преподаваемого мною предмета я нечасто сталкиваюсь с родителями: «первый удар» почти всегда приходится на классного руководителя, затем подключаются завучи и директор, и только потом результат оказывается перед учителем-предметником. Но из своих, пусть нечастых, встреч с родителями, я не могу припомнить ни одной встречи, которая бы закончилась конфликтом или просто оставила неприятное ощущение.

Конечно, всегда встречаются родители, которые «лучше знают, как учить» (чаще всего это родители с педагогическим образованием, не ставшие учителями). А ещё встречаются родители, которые «лучше знают, как водить автомобиль», «как управлять страной» и «как лучше строить дороги и мосты». Это не проблема только учительской профессии.

Проблема, по-моему, в следующем: не все понимают, что учитель — это точно такая же профессия, как, например, врач или лётчик. Вряд ли пациент должен учить врача лечить, а пассажир — давать советы по управлению самолётом.

Образование это услуга. Многие учителя жалуются, что родители стали воспринимать образование как услугу и пытаются влиять на условия и результаты оказания этой услуги, будучи потребителями. Лично я с такой ситуацией никогда не сталкивался, но если бы столкнулся, то не стал бы спорить с таким родителем. Образование действительно можно считать услугой, оказываемой государством населению.

Но, опять же, вы не отправитесь в свою управляющую компанию с критикой температуры горячей воды на уровне: «мне хочется погорячее». Есть государственный стандарт, и услуга или соответствует ему, или нет, без каких-либо личных предпочтений. Можно критиковать учителя, если он оказывает услугу не в полной мере, но предпочтения конкретного родителя не могут повлиять на государственный стандарт.

Справедливые и несправедливые жалобы. Раз уж образование — это услуга, то потребители, конечно, могут пожаловаться на неё.

Таких случаев становится всё больше, что очень не нравится многим учителям. Мы ведь лучше знаем, как учить детей, мы ведь профессионалы, а кто-то вдруг решил на нас жаловаться. Но жалобы — это норма. Конечно, если они обоснованы. Например, родители жаловались, что я не размещаю домашнее задание в электронном дневнике. Стоит ли мне начинать ругаться в ответ? Размещать домашнее задание — это моя обязанность, с которой я, к сожалению, не всегда успеваю справиться. Но жалоба абсолютно справедливая.

Но бывают и не очень справедливые жалобы, причем такие, с которыми родители сразу отправляются, например, в прокуратуру. Конечно, это привносит определённый дискомфорт в жизнь школы и образовательный процесс. Чаще же всего выясняется, что родитель просто что-то не так понял, но вместо попытки разобраться отправился по вышестоящим инстанциям. А любая такая жалоба ведет к проверке учебного заведения, что не очень страшно, но всегда отнимает полезное время и силы, которые можно было бы потратить на детей.

По большому же счёту практически все конфликты, возникающие между родителями и учителями, не отличаются от конфликтов между любыми другими людьми. Никто не хочет уступать и каждый уверен в том, что прав именно он. Правда же в том, что этого конфликта вообще не должно быть, ведь и учителя, и родители хотят одного — самого замечательного будущего для ребенка.

Просто и учителя, и родители должны сделать шаг навстречу друг другу, а не вставать «стенкой на стенку».

И пусть в конечном итоге родители вызывают у некоторых учителей раздражение своими постоянными вопросами, своим контролем и желанием повлиять на учебный процесс. Но, уважаемые коллеги, задайте себе напоследок простой вопрос: «А где и у кого учились эти родители? Не у меня ли?»
3. технологии
Торренты
время чтения 1 мин.
Торренты - это сайты, на которых можно найти достаточно редкие видео, аудио и книги. Чтобы скачать то, что вам нужно, для начала следует скачать программу utorrent, а также зарегистрироваться на сайте rutracker.org.

Зарегистрировавшись, вам нужно будет найти в каталоге нужный фильм или книгу и запустить скачивание.

Ссылка на видео-инструкцию, если у вас что-то не получится.

4. Источник информации
Vert Dider - еще один канал научно-популярных видео, переведенных на русский язык.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda