Рассылка № 3
Домашнее задание: как с ним быть?
Уважаемые учителя!

Домашнее задание - важнейшая часть школьного образования. В 2016-2017 учебном году в Казахстане велись жаркие споры о том, сколько нужно давать ученикам на дом. Однако объем - это только один вопрос. Другой - какие задания давать в мире, где просто накопление информации уже ничего не значит, где важно творчески относиться к поиску решения проблемы? Немного об этом в этой рассылке.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Сугата Митра: Построим «Школу в Облаках» (время просмотра 22 мин.) - если оставить детей наедине даже со сложной задачей, они обучатся сами. Исследователь рассказывает о своих экспериментах.
  2. Статья. 2 конспекта по теме "Домашнее задание" (время чтения 5 мин.) - что думают современные педагоги о домашних заданиях? Попробуйте провести эксперимент в соответствии с рекомендациями.
  3. Интернет-технологии. Google Docs (время для регистрации 5 мин.) - освойте этот мощный инструмент, и вы никогда не потеряете свою флешку!
  4. Источник информации. Ted Lessons (время чтения 2 мин.) - образовательные мультфильмы на темы, которым не учат в школе. Их можно смотреть прямо на уроке.
  5. Познавательный сайт. Итоги ЕНТ за 13 лет (время чтения 7 мин.) - ушла целая эпоха. На сайте вы увидите, с какими итогами закончилась в Казахстане эра ЕНТ.
1. Видео
Сугата Митра провел множество экспериментов - он оставлял компьютер наедине с беднейшими детьми из Индии, которые не знали английского языка на несколько месяцев. И каждый раз результат был одним и тем же - они овладевали компьютером на уровне офисного секретаря. Дети учатся сами и учат других детей.
Время просмотра 22 мин
2. статья
2 конспекта по теме "Домашнее задание"
время чтения 5 минут
1. Мнения с форума педагогов-методистов:

Существует проблема – в интернете все больше сайтов с готовыми домашними заданиями. В России – gdz.ru. Существование этих ресурсов превращает домашние задания «в пыль».

Обычно собственно обучение вешается на эту самую "домашнюю работу", а в классе учитель только проверяет уроки и ставит оценки. И объем домашнего задания оказывается не только равен уроку в классе, но и превышает его. Кроме уроков, ребенку необходимо отдыхать, двигаться, а еще лучше - полноценно развиваться физически.

Главный методист по математике г. Санкт-Петербурга, Лукичева Е.Ю. утверждает, что домашнее задание должно быть не более трети объема, выполненного на уроке.
Что касается лично меня, то не задаю только на выходные дни - это те дни, когда ребенок обязан в полной мере отдохнуть, нагуляться и пр. В остальные дни задаю, но не много и уж точно не из учебника. Особенно люблю предлагать дома учащимся самостоятельно составить те или иные примеры, задачи. В школе обмениваются и решают. Плюсов много: можно поставить сразу две оценки, при составлении задач ребенку так или иначе придется открыть тетрадь, все делают, так как при обмене кто-то останется без задания (по их мнению), но только не сам этот ученик.
А. Криштопина
учитель-методист
2. Как домашние задания влияют на успеваемость? Профессор Пенсильванского Университета Д.К. Ле Тандре пришел к следующим выводам:

1. Один из главных бичей современного образовательного процесса — внушительный объем учебной программы и явный прессинг, оказываемый на преподавателей. Учителя просто не способны дать школьникам весь требуемый объем за отведенное по нормативу время. Это и есть главная причина жутких объемов домашней работы.

2. Самый внушительный объем домашнего задания характерен школьникам государств со слабой экономикой и остро выраженным расхождением в достатке среди слоев населения.

3. Исследователи выяснили, что внушительные по объему домашние задания способны становиться причиной семейных конфликтов. Дело в том, что оно в таких ситуациях может вызвать лишь негативную реакцию, исключающую любые шансы на успех к учебе.

4. Не более 7% учащихся 4 классов заявили, что практически никогда не получают работу на дом. Степень важности домашней работы значительно возрастает для учеников средней и старшей школ.

5. Если же говорить об объеме домашних заданий в начальной школе, установлен любопытный факт. Согласно ему, даже полчаса работы в день над полученными заданиями при их сочетании с другими видами активности не могут негативно воздействовать на психику ребенка. Специалисты из Китая полагают, что около 2 часов в день, отведенных на выполнение домашней работы, способны привести к нарушению сна и даже депрессии.

6. Главная база данных для профессоров и ученых в рамках данного исследования — TIMSS. Она является внушительным источником информации по анализу качества математического образования и разрушает один стереотип за другим. В то же время, прямых доказательств тому, что большое домашнее задание дает положительный эффект, не имеется. К примеру, в странах Азии (Гонконг, Япония, Тайвань) математические показатели являются лучшими в мире, в то время как объем задаваемого на дом находится ниже среднестатистического. Школы Нидерландов также рушат мифы: каждый пятый учащийся 4 класса вообще не садится за выполнение домашней работы, однако это никак не мешает ученикам голландских школ находиться в десятке по уровню познаний в математике.
Дополнительные статьи:
1. Мухтар Идрисов "О проблеме домашних заданий в Казахстане" - Forbes.kz
2. Педагог-психолог Михаил Лабковский: Уроки с ребенком делать не надо! - Snob.ru
Учитель создает все остальные профессии
3. Интернет-технологии
Google Docs
время для регистрации 5 мин.
Гугл-документы - бесплатный и мощный инструмент. В нем можно создавать документы, таблицы, презентации, формы опросов и т.д. онлайн и скачивать как Word, Exel и т.д.

Зачем они нужны, если у вас и так есть эти программы на компьютере?

Отличие заключается в том, Google Docs работает по принципу "облачных технологий", то есть все документы доступны вам, где бы вы ни находились. Такую "флешку" невозможно потерять или забыть. Размер этой "флешки" - 15 гигабайт. Подробнее - по ссылке.

Чтобы работать с гугл-документами нужно создать почту Gmail. У тех из вас, у кого есть смартфон, но это не iPhone, скорее всего уже есть почта Gmail, так как она нужна для скачивания приложений на телефон. Вы можете пользоваться ею. Если у вас нет почты Gmail, настоятельно рекомендуем ее завести, так как некоторые рассылки будут также рассказывать о работе с гугл-документами. Чтобы создать почту, вам нужно зайти на сайт gmail.com и следовать инструкциям

Попробуйте, используя инструкции в видео ниже, создать гугл-документ, и предоставить к нему доступ кому-нибудь из друзей. Научившись, вы сможете использовать его в работе с учениками и коллегами, делая общий проект или задание.
4. Источник информации
Ted Lessons - это мультипликационные уроки, которые объясняют сложные темы простым языком. На сайте ted-talks.online представлены ролики, озвученные на русском языке. Еще больше видео можно найти, если вбить в поиcк на YouTube 'Ted lessons на русском'.

Но самое больше количество роликов - на самом Ted.com. Правда, сам сайт - на английском, как и заголовки видео. Однако там достаточно много видео с русскими субтитрами и несколько - с казахскими. Чтобы отсортировать только те видео, в которых есть русские субтитры, нажмите в меню кнопку SUBTITLES и выберите Russian или Kazakh. Также можно сортировать видео по возрасту (STUDENT LEVEL - элементарный уровень, средняя школа, старшая школа, университетский уровень и др.), а также по области знаний - вертикальное меню слева.
5. познавательный сайт
Итоги ЕНТ за 13 лет на ent2017.kz.Теперь выпускники будут сдавать ЕНТ только для поступления в отечественные вузы.
Уходит эпоха большого эксперимента в школьном образовании. За 13 лет через жернова тестирования прошли более 1,5 миллиона выпускников, четверть из которых, а это более 350 тысяч, провалили тестирование, не достигнув минимального порогового уровня. Но дело не только в результатах.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda