Рассылка № 30
Ролевая модель
Уважаемые учителя!

Все когда-то писали в школе сочинение "На кого я хотел бы быть похожим". И часто мы писали просто то, что нужно. Но в реальной жизни нам действительно часто нужна ролевая модель, человек, чья жизнь, чьи поступки, принципы и идеалы вдохновляют вести себя так же.
Для многих детей ролевой моделью становится учительница или учитель. Это огромная радость, что твоя жизнь вдохновляют других на подражание, но и огромная ответственность. Нет методик, как быть "хорошим для всех", но однозначно каждый учитель для какого-то ученика становится ролевой моделью - на время или в конкретной ситуации. Наверное, это и есть воспитание на собственном примере.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Другая школа. 6 самых необычных школ в мире (время чтения 10 мин. ) - богатство мировой системы образования в разнообразии.
  2. Статья. Зачем быть учителем? (время чтения 17 мин.) - этот вопрос задают себе все педагоги. Один из ответов - быть ролевой моделью, чтобы вдохновлять учеников быть похожими на вас.
  3. Технологии. TeamViewer (время чтения 1 мин.) - вы можете дать доступ к своему компьютеру, если тот, кто вам обычно помогает с ним разобраться не рядом с вами.
  4. Источник информации. Инфографика (время чтения 1 мин.) - современный способ визуализации.
1. Другая школа
6 самых необычных школ
Время чтения 7 мин.

Источник: Forbes.
Подземная школа
Terraset Elementary School PTA (США)

Ученики американской школы Террасет — почти дети подземелья. Школа была построена в середине 1970-х годов, когда США потряс энергетический кризис. В стране был введен режим экономии энергии, которая использовалась в том числе и для отапливания школ. В городе Рестон построили школу Террасет: разровняли холм, возвели на этом месте здание, а потом засыпали его землей. Естественное земляное покрытие давало тепло и сберегало энергию.

Перед проектировщиками стояла еще одна непростая задача: помещение нужно было не только подогревать, но и охлаждать. А это требовало новых энергетических затрат. Проблему решили солнечные коллекторы. Сегодня Террасет — это не только самая энергосберегающая школа в стране, но и одна из главных туристических достопримечательностей Рестона.

В отличие от истории создания Террасет процесс обучения в школе вряд ли можно назвать оригинальным. Это младшая школа с традиционным для США набором предметов. Правда, время от времени школа проводит мероприятия для детей и родителей вроде семейного забега по улицам города или вечернего бинго.
Школа без дисциплины
ALPHA Alternative School (Канада)

В школе ALPHA, открывшей свои двери в 1972 году, царит вечный праздник непослушания. Здесь нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Никто не накажет за написанное мелом на доске ругательство и не будет стоять над душой. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. Задача учителей — просто не мешать.

Если в школе возникает какая-то конфликтная ситуация, то созывается специальный комитет, состоящий из учеников и учителей. Сторонам позволяют высказаться и обосновать свою точку зрения, после чего комиссия предлагает варианты решения проблемы. Главное — найти решение, которое понравится всем.

Еще одна традиция ALPHA — проводить собрания, во время которых дети наравне со взрослыми имеют право высказаться о необходимости внесения изменений в сетку предметов и систему управления школой.
Кочевая школа
«Кенэлэкэн» (Россия)

В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка.

Одна из таких кочевых школ — «Кенэлэкэн». Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету — все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения — отсылают их обратно, на проверку.
Школа познания всего через музыку
Choir Academy of Harlem (США)

Отдавая ребенка в Хоровую Академию Гарлема, родители обеспечивают им не только тренировку голосовых связок, гастроли и приобщение к духовным ценностям, но и базовое образование с гуманитарным уклоном.

Миссия учителей этой школы — поспособствовать развитию в ребенке его скрытых талантов. Поэтому основная программа состоит из различных видов исполнительских искусств: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Во время вступительного собеседования потенциального ученика проверяют на чувство ритма, ориентацию во времени и концентрацию внимания. Однако первостепенной все-таки остается любовь ребенка к музыке. Если родители не могут позволить себе купить музыкальный инструмент, школа предоставит его ребенку во временное пользование.

Без внимания не остается и физическое развитие учеников: в школе есть бейсбольная и футбольная команды и, конечно, группа чирлидеров.
Школа по принципу open space
Ørestad Gymnasium (Дания)

Здание гимназии Орестад в Копенгагене, спроектированное компанией 3XN, настоящее произведение современного искусства как изнутри, так и снаружи. В 2007 году гимназия была названа лучшим зданием Скандинавии. Это первое учебное заведение, открытое в Дании в рамках национальной образовательной реформы.

Ученики Орестада — старшеклассники, которые собираются получать высшее образование в области СМИ. Слово «коммуникация» звучит здесь на каждом шагу. Аудитории школы отделены друг от друга весьма условно — все классы практически занимаются в одном огромном помещении. Во всем здании работает беспроводной интернет, поэтому старшеклассники постоянно взаимодействуют не только в реальном, но и в виртуальном пространстве.

Роскошную винтовую лестницу, которая соединяет четыре уровня гимназии, ученики называют сердцем здания. Во время перемен они валяются на ярких подушках и разглядывают украшенный круглыми лампами потолок, напоминающий звездное небо.
Школа приключений
Watershed School (США)

Упадок фермерской культуры в США беспокоит не только самих фермеров и правительство, но и школьных работников. Иначе чем объяснить тот факт, что в школе Watershed ввели программу Farm to Table, в рамках которой ученики отправляются на одну из шести местных ферм и учатся тому, как работает ферма.

В целом обучение в Watershed напоминает грандиозное приключение длиной в несколько лет. Конечно, дети занимаются и обычными предметами вроде математики и английского, однако эти занятия можно стерпеть ради обучающих экспедиций, которые здесь считают самым продуктивным методом образования. Так, архитектуру дети изучают не в душных классных комнатах, а на улицах города. Вместо уроков географии и биологии — сплавляются на байдарках по близлежащим рекам и бродят по лесу.

Учителя Watershed помогают школьникам писать песни, создавать рок-группы, собирать роботов и придумывать сценарии для видеоигр. Помимо традиционных видов спорта вроде футбола ученики занимаются йогой, катаются на горных велосипедах и играют во фрисби.
2. статья
Зачем идти работать учителем?

Алина Леонова: "Этот вопрос не приходил мне в голову ни когда я поступала в университет, ни когда его окончила, ни когда начала работать в школе, ни даже в первые годы учительства. Но около двух лет назад этот простой вопрос всё-таки настиг меня".
время чтения 17 мин.
А ведь вопрос «зачем?» очень полезный. Потому и трудный, как и всё полезное. Я даже детей к нему приучала. Хочешь поставить тут запятую — объясни, для чего. Не можешь объяснить — не ставь, так мы хотя бы от лишних знаков препинания избавимся. Они прониклись, так что и в групповой работе этот вопрос друг другу задавали. И если что —в учебнике всегда ответ.

Сложнее с другими вопросами. Вот и доросли мои ученики до первых смутных размышлений «а кем я хочу стать». И немного осмотревшись, спросили у меня: «А вы почему стали учителем?». Это было для меня как гром среди ясного неба. Прежде я никогда не задумывалась на эту тему. Я просто знала, что пойду работать в школу. Можно, конечно, проанализировать мой психотип, увидеть корни этого желания в семейном воспитании, приучавшем меня жертвовать частным во имя общественного и делиться, если у тебя чего-то много (в данном случае речь идёт о знаниях по русскому языку, я его люблю). Но всё-таки я хочу написать о другом.

Тогда на детский вопрос я ответила что-то вроде «потому что я так чувствовала». (Кстати, я читала статью о том, что при принятии нами какого-то решения мозг учитывает множество различных факторов, которые мы можем в данный момент и не осознавать, и выдает как наше желание или нежелание, почему и надо к себе прислушиваться, даже если кажется, что вы просто капризничаете.)

Но засело это в голове крепко, и вот наконец после многих месяцев периодического размышления об этом хочу более конкретно сформулировать ответ.

Общаться с детьми — это круто

Для меня это стало настоящим откровением. В первые месяцы работы я пришла на очередное занятие «курса молодого бойца» (было что-то такое для молодых специалистов, сейчас упразднено). Преподаватель начал с удивительного вопроса о том, как мы провели лето. Все стали радостно что-то щебетать, а одна девушка улыбнулась и говорит: «А я всё лето по детям скучала».
Мне хотелось развернуться к ней и сказать: «Ты что, сумасшедшая?»
Я уже имела некоторый опыт общения с этими самыми детьми, и лучшим воспоминанием за этот период стало то, как я пошла с друзьями в ночной клуб и под звуки отдающейся в моей грудной клетке музыки понимала, что если кто-то сейчас рухнет на пол в предсмертных конвульсиях, то я не буду нести за это ни малейшей ответственности. Счастье-то какое!

Но это было сначала. Следующим летом я испытала нечто похожее на то, о чём говорила описанная мной девушка. А этим летом я полностью разделила её мысли. Мои дети окончили девятый класс, кто-то ушёл в колледж, я перешла работать в другую школу, и ситуация урока нас больше никогда не свяжет. И это грустно.

Но что же крутого в общении с детьми?

То, что они не взрослые и, вследствие этого, смотрят на жизнь более просто и прямо. Можно очень долго бороться с собственной косностью и стереотипностью и даже добиться определённых успехов, а вот детям этого делать не нужно. Даже те мысли, что вложены в них семьёй, ещё не успели «затвердеть», потому ребёнку всегда интересно обсудить, поспорить. Он готов тебя услышать.

Работать в школе интересно

К сожалению, я поздно поняла, что всё, что ты хочешь воспитать в детях как классный руководитель, надо делать в первый год своей работы. Даже если бы я поняла это раньше, то вряд ли смогла бы осуществить: если сравнивать классного руководителя с капитаном корабля, то в свой первый год я болталась где-то за бортом и всё старалась, чтобы команда меня не убила.

Видимо, нужно просто смириться с такой мыслью: бесполезно писать себе на листочке «правила хорошего учителя». Ты всё равно будешь поступать так, как в тебе заложено давно. Изменить своё поведение можно, но уйдёт на это никак не меньше года. Продолжая морские метафоры, сравню урок со штормом, во время которого тебе каждую минуту нужно принимать множество решений и учитывать большое количество факторов и совсем нет времени рассуждать — так-так, какую бы методику здесь лучше применить? Применяешь ту, что лучше запомнил. И максимум, на что ты способен, — обдумать шторм после его завершения и сделать определённые выводы, благодаря которым будешь теперь корректировать ход судна.

Вообще, я никогда не была любителем экстрима, но это постоянное чередование 45-минутного напряжения всех сил и 15-минутного условного отдыха меня в итоге покорило, и я поняла, что это тот ритм, в котором я хочу работать.

Раньше мне казалось, что худшее в работе учителя литературы — это перечитывать одни и те же тексты из года в год. Как я ошибалась!

Во-первых, худшее далеко, далеко не это (но я решила, что не буду писать здесь о минусах своей профессии, а то плюсы могут поблекнуть).

Во-вторых, смотреть на одно и то же с разных витков своего развития — это классно. Изучая с восьмым классом «Асю», поймала себя на том, что сейчас расплачусь от той пронзительной истины, которой поделился с нами Тургенев.

Не могу не упомянуть экскурсии и поездки. Пусть я слышу только половину экскурсии, но по факту — разве стала бы я сама по себе посещать музеи и другие подобные места хотя бы раз в месяц? Сильно в этом сомневаюсь. А тут ещё и приятная компания.


Чувствуешь, что делаешь что-то полезное

Ну, куда без этого пункта. И всё-таки — ни с чем не сравнимое ощущение. Даже если понимаешь, что вообще-то дети переняли у тебя не только то разумное, чему ты их настойчиво учила, но и, например, привычку опаздывать.

Итак, впереди новый учебный год, новая школа, новые дети. В преддверии новых удач и проблем считаю не лишним задаться этим вопросом — зачем я иду в школу? А записанный ответ перечитывать как мантру в особо тяжкие моменты во время посева доброго и вечного.

Источник: Newtonew
3. технологии
TeamViewer
время чтения 1 мин.
TeamViewer - это бесплатная программа, которая позволяет управлять чужим компьютером через интернет. Часто бывает, что человек, которые может помочь с вашим компьютером находится не рядом. Например, некоторым учителям старшего возраста часто помогают разобраться с компьютером дети, но они могут уехать в другой город. В этом случае нужно всего лишь установить программу TeamViewer на ваш компьютер и на компьютер помощника или помощницы. Он или она может получить доступ к вашему компьютеру только с вашего разрешения.

4. Источник информации
Инфографика - удобный способ наглядно объяснить тему. На сайте Инсайдер есть целый раздел, на котором публикуются самые разные инфографики на актуальные темы. Возможно, некоторые могут понадобиться вам на уроках, или подскажу идею, как визуализировать тот или иной материал.

А ниже представляем вебинар, на котором показано, как использовать и делать инфографику в школе самостоятельно.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda