Рассылка № 31
Кривая обучения
Уважаемые учителя!

Существует научное описание процесса обучения. Ее описывает кривая обучения, знать о которой нужно не только учителям, но и ученикам, и родителям.
Это знание позволяет представлять процесс обучения не как что-то бесконечное, однообразное, а именно как процесс - со своими фазами, этапами и концом.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Другая школа. Причина успеха канадской школы (время чтения статьи 7 мин. ) - статья BBC о том, почему школы Канады, в которых треть учеников - это дети мигрантов, входят в топ лучших школ в мире.
  2. Статья. Кривая обучения (время чтения 12 мин.) - статья показывает, какие этапы проходит любой, кто учится новым навыкам всерьез.
  3. Источник информации. In core cadit (время чтения 1 мин.) - образовательные ролики Ted на русском языке.
  4. Познавательный сайт. Проект 1917 (время чтения 1 мин.) - история Октябрьской революции, поданная в необычном виде, в форме социальных сетей.
1. Другая школа
Как Канада выбилась в мировые лидеры в образовании - статья на BBC
2. статья
Кривая обучения

время чтения 12 мин.
Обычно люди ожидают, что чем больше учишься, тем большему научишься. Чем больше тратишь своего времени, тем пропорционально больше будет результат. На рисунке показана такая пропорциональная «кривая научения». Люди ожидают, что каждый урок/месяц/год принесет пропорциональный рост навыков. Чем больше посещено уроков, потрачено месяцев и лет, тем больше будет рост.

К сожалению, затраченное вами время не всегда конвертируется напрямую в навыки прямо пропорционально. Частенько бывает, что время тратится, а толку мало. И кривая научения оказывается не такой прямой, как на этом графике ожиданий. Если что-то не совпадает с ожиданиями, то человек расстраивается. Например, если за урок нет очевидного прогресса, то человек делает вывод, что преподаватель плохой или, как по крайней мере, лично ему не подходит, «плохо объясняет». Если за месяц нет очевидного прогресса, то либо «надо менять школу», либо обрушить свою самооценку, считать себя глупым и неспособным.

Люди ожидают, что объяснения и упражнения на уроке будут просты и понятны, что к концу урока появится новый небольшой навык, а к концу месяца появится набор навыков. Если такое впечатление у человека появляется, то эта школа называется «хорошей», а преподавателя в отзывах называют «хорошим». Потому, чтобы стать «хорошим», преподаватель должен не учить, а давать легкие задания и хвалить учеников в любом случае. Нормальные люди очень любят похвалу.

Как ощутить себя «талантом» и как стать «педагогом от Бога»
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
Процесс обучения может оказаться и более успешным, чем ожидания (см. рисунок). Это кривая запоминания. Такое происходит, например, при запоминании иностранных слов. Достаточно несколько раз повторить и навык растет быстрее, чем затраченное время. Если все время обучения навыку разбить поровну на три этапа, то уже 1й этап принесет высокий результат. На рисунке показано, что 80% успеха получены за первую треть урока/месяца/года. Это приносит ученику восторг от скорости своего обучения и, если такое происходит уже не первый раз, он начинает считать себя талантливым («я быстро схватываю!»), у него повышается самооценка, а своего преподавателя в восторженных отзывах называет «педагог от Бога!».

Как стать «педагогом от Бога»? Надо давать человеку задачи, которые не требуют формирования нового навыка, а требуют комбинирования уже имеющихся навыков. Например скажите ученику лично, как будто "по секрету", интимным голосом "ты сделай не просто шаг, а одновременно поверни корпус". " -Вау! Получилось, спасибо!!". Именно такие бестолковые мелочи, которые быстро получаются, нормальные люди и ценят больше всего. Нормальные люди верят, что именно всякие секреты и делают человека мастером. Кроме того, будут в восторге от вашего внимания и персонального отношения. Они станут связывать свои успехи с вашими подсказками, а не своими трудами, и впадут в зависимость. Будьте осторожны, а то начнут на вас молиться ))

Эта кривая обучения означает, что обучения новому навыку НЕ происходит. И это означает, что если вы получаете удовольствие от обучения, вам легко, вы имеете успех уже в начале обучения (урока/курса/месяца/года), то вы не осваиваете новые навыки, а только комбинируете имеющиеся и тренируете память. И это означает, что если вы кажетесь себе талантом, то это автоматически не так. И если преподаватель у вас явно «педагог от Бога», значит это не обучение новому, а профанация.

Рекомендация преподавателям: все приходящие к нам учиться являются изначально «нормальными» людьми с ожиданиями, что сразу все будет понятно и хорошо получаться. Они этого ожидают, и если это не получат, то решат «видимо это не мое», «мне это не дано» и уйдут, так и не узнав, что могли бы научиться. Поэтому стоит новичкам давать простые задания и все время хвалить. Это укрепит их веру в себя. Заодно они будут хвалить нас, нашу педагогику. Возможно, назовут вас «педагог от Бога». Это надо выдержать и не воспринимать всерьез. Это пройдет, когда вы дадите им настоящие задачи. Вот тогда-то вы узнаете, что хорошо учили их только в начале.

Как происходит освоение нового навыка на самом деле
Освоение НОВОГО НАВЫКА выглядит вот так. Поначалу успех меньше ожидаемого, позже успех растет выше ожидаемого. За сходство с буквой S эта кривая называется S-образной (S-shaped learning curve). Это не кривая запоминания новой информации (которая была выше), это именно формирование нового двигательного навыка.

Это в школе и институте мы тренировали память, и привыкли к той веселой кривой, которая была выше. А вот это то, с чем мы столкнемся, например, на спортивных тренировках. Разберем, что происходит с эмоциями человека, который оказался на такой настоящей учебе.
На первом этапе обучения, который занимает не меньше трети времени обучения любому навыку, а может занимать вообще большую часть времени – прогресс очень слабый. Ученик ощущает себя лузером, неспособным к освоению, начинает подозревать «это не мое», «я не смогу». На этом этапе человек находится в стрессе и у него капитально падает самооценка.

На этом первом этапе ученика надо поддержать морально. Старшие товарищи, которые уже осваивали этот навык, поддерживают его - говорят ему – у нас тоже так было, мы через это прошли и ты пройдешь, не сдавайся.

Из вышесказанного и двух графиков следует, что:

1. Если вам легко учиться, если урок понятен – не надо радоваться – надо расстраиваться – вы ничему новому не учитесь.
2. Если вы ничего не понимаете, если ничего не получается, если затраченное время не вознаграждается – радуйтесь – вы осваиваете новое.
3. Хотите освоить что-то новое – ищите то, что совсем-совсем не получается. Если начали тренировать что-то новое и оно быстро стало получаться – бросайте – это не поможет, и ищите дальше то, где будет полный швах.
4. Если преподаватель изложил вам оценку ваших навыков так, что обрушил вам самооценку и «размазал по стенке» - радуйтесь – значит нашли того, кто хочет научить вас чему-то совсем новому. Если преподаватель вами доволен – до свиданья.
5. Если вам тяжело, плохо, самооценка у плинтуса, мозг ничего не понимает и возмущается – отлично, вы находитесь в учебном процессе, все идет как надо, продолжайте заниматься. Скажите своему мозгу, что он не самый умный и чтобы не мешал.
Радости и расстройства продолжающих

Когда вы преодолеете первый этап, самый долгий и тяжелый, начнется второй – будет ощущение прорыва и здесь вы будете ощущать постоянный прогресс. Навык наконец станет ощутимо расти и быстро. На этом этапе вы будете рады, что наконец-то «все стало понятно» и возникнет эйфория. Будете удивляться "и как это я раньше не понимал?". Вам будет казаться, что теперь уж прогресс всегда будет только расти. Очевидно, вы уже догнали своего преподавателя, начинаете перерастать и совсем скоро вы догоните звезд. Вы выучили имена звезд, которые совсем скоро станут вашими друзьями и пакуете чемоданы в новую чудесную жизнь. К сожалению, этот этап будет недолгим. Тут у меня один совет – морально готовьтесь, что этот прорыв был временным и скоро кайф закончится.
После этапа эйфории, который характерен для продолжающей группы, люди в старшей группе утыкаются в некий потолок – навык почти перестает расти. И теперь каждое небольшое улучшение требует все больших усилий. Опять начинается расстройство. Оказывается, волшебное открытие, сделанное недавно, вовсе не вечно. Волшебство прекратилось и головой ощущаешь упор в какой-то невидимый потолок. Самооценка снова падает, т.к. становится ясно, что звездой в этот заход стать не удалось, а казалось бы оставалось совсем немного.

Некоторое время вы еще походите по инерции к своему педагогу, но вскоре разочаруетесь в нем и его методах обучения – вам становится ясно, что все что он мог – он вам уже дал. Разумеется, виноват преподаватель, самое время в нем разочароваться, раз он не развивает вас дальше чудесный образом - очевидно вы его теперь переросли, и вы идете искать другого, "более квалифицированного".

Расстраиваться тут не надо. Надо радоваться – вы закончили трехфазовую S-образную кривую научения по этому навыку. Отметьте это шампанским. И начинайте поиск нового навыка, которым теперь займетесь. Это может быть та же тема, но на более глубоком уровне, начнете более продвинутый уровень навыка.

Статья целиком - по ссылке
3. Источник информации
In Core Cadit пишут о себе так: "Загляни в окно англоязычного YouTube. Переводы научно-популярных видео"

Действительно, на этом научно-популярном канале представлены англоязычные ролики, переведенные на русский язык. Например:
Миф о левом и правом полушариях мозга
История Шоколада
4. Познавательный сайт
Проект «1917»
время чтения 1 мин.
На сайте проекта «1917. Свободная история» год накануне Октябрьской революции представлен в виде социальной сети. За историческими постами из дневников, писем, воспоминаний и других документов можно следить по дням, можно целенаправленно следовать за конкретными героями. В проекте представлено около 200 исторических личностей, при том не только российских.

Даже если ХХ век у вас по программе ещё не скоро, сам формат проекта вдохновляет на поиски новых путей изучения истории. Почему бы не создать всем классом социальную сеть декабристов, например?
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda