Рассылка № 32
Фасилитация
Уважаемые учителя!

Фасилитация - это способ управления проектом, когда группа делает все сама, а эксперт по социальным связям (фасилитатор) лишь направляет участников с помощью техник и сценариев. Это интересная форма для групповой работы учащихся. Фасилитатором можете быть как вы, так и ученик, которому вы делегируете эту функцию.
Фасилитация нужна для поиска самого лучшего решения - с ее помощью можно выстраивать уроки гуманитарного направления.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Чимаманда Авичи (время просмотра - 18 мин. 54. сек) - рассказывает, как опасна единственная точка зрения.
  2. Статья. Фасилитация (время чтения 12 мин.) - современная техника управления группой, перед которой поставлена задача найти решение для задачи. Попробуйте использовать техники фасилитации на своих уроках, это будет полезно и весело.
  3. Источник информации. Репетитор онлайн (время чтения 1 мин.) - помощник для учителя русского языка. «Репетитор онлайн» состоит из двух частей: «Интерактивные диктанты» и «Учебник ГРАМОТЫ». Этот интерактивный курс поможет вам с легкостью обойти подводные камни русского правописания.
  4. Познавательный сайт. Атлас профессий (время чтения 1 мин.) - помогите выпускникам найти профессию будущего!
1. Видео
Чимаманда Адичи рассказывает, как опасна единственная точка зрения
(время просмотра - 18 мин. 54. сек)
2. статья
Фасилитация

время чтения 12 мин.
Для начала предлагаем познакомиться с фасилитацией через интервью с настоящим специалистом - по ссылке

Фасилитация — это проектирование процесса обучения или работы группы людей. Фактически, фасилитатор — проводник, который помогает незнакомым или малознакомым людям, оказавшимся в команде, достичь наилучших результатов. Этот проводник должен не просто понимать роли в группе (хотя определить лидера в группе незнакомых людей тоже не так-то просто), но уметь правильно направить усилия каждого члена группы для достижения общей цели.

Фасилитация это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

  • чего необходимо достичь;
  • кто должен быть вовлечен;
  • разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выполняемых заданий;
  • коммуникация;
  • достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;
  • групповая энергия, движущие силы и способности участников;
  • физическая и психологическая среда.
Основная цель фасилитации повышение групповой эффективности. С точки зрения результата это помощь группе в том, чтобы стать лучше. Для этого фасилитатор вносит свой вклад:

  • помогая группе определять ее общие цели и специфические задачи;
  • помогая участникам оценить их потребности и разработать планы по их удовлетворению;
  • создавая процесс, который поможет членам группы эффективно использовать время для принятия высококачественных решений;
  • управляя групповой дискуссией и поддерживая ее в нужном направлении;
  • делая аккуратные записи, которые отражают идеи участников группы;
  • помогая группе понять ее собственные процессы, чтобы работать более эффективно;
  • обеспечивая уверенность в том, что обнаружены и проверены все предположения;
  • поддерживая участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых;
  • используя консенсус, чтобы помочь группе принять решение, учитывающее мнение каждого из членов группы;
  • поддерживая участников в управлении их собственной межличностной динамикой;
  • обеспечивая обратную связь группе, что позволяет ей оценить собственный прогресс и сделать необходимые корректировки;
  • управляя конфликтом;
  • помогая группе оценить источники вне и внутри группы;
  • создавая позитивную среду, в которой участники могут работать продуктивно для достижения групповых целей;
  • поощряя лидерство в других членах группы через разделение ответственности по управлению группой;
  • обучая и воодушевляя других членов группы использовать процесс фасилитации.

Основные уровни процесса фасилитации

Работая с группами, фасилитатор в первую очередь определяет цель, которую необходимо достичь. Исходя из поставленной цели и количества участников, которые должны быть включены в процесс, разрабатывает дизайн предстоящего мероприятия: в соответствии с целью выбирается тот или иной подходящий метод, который комбинирует те или иные техники. Так, например, если в качестве цели выбирается стратегическое планирование, то далее фасилитатору важно понять, какое количество участников будет привлекаться к работе. Будет это малая (до 15 чел.) или большая группа (>15 чел.).

Фактически многие авторские методы фасилитации представляют собой апробированное сочетание техник, выстроенных в особой последовательности, помогающей достичь целей на уровне макропроцесса.

Какое место занимает фасилитатор?

Вопрос о том, должен ли фасилитатор выступать в качестве эксперта по обсуждаемым участниками вопросам, до сих пор является дискуссионным. Лишь немногие специалисты считают, что фасилитатору следует выступать экспертом в области обсуждаемой темы. Очень многие разделяют точку зрения, что фасилитатору следует быть экспертом лишь в области группового процесса. Другими словами, фасилитатор управляет информационными потоками, генерированием идей, их развитием и оценкой, индивидуальными и групповыми эмоциями, процессом принятия решений и групповой атмосферой.

Как только фасилитатор начинает поддерживать какую-то точку зрения или защищать какую-то позицию, не важно, это его собственное мнение или мнение какой-либо фракции внутри группы, он сразу же становится консультантом или адвокатом. Общее правило для фасилитаторов в таком случае озвучить свой выход из роли фасилитатора и переход в роль эксперта по данному вопросу

Ниже представим несколько фасилитационных техник.
Вся статья со всеми техниками и более подробными описаниями - по ссылке
Мировое кафе
Цели. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. В табл. 4 представлено описание модели фасилитации «Мировое кафе».

Участники процесса. Спонсор кафе (человек или группа, заинтересованные в проведении), «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающие управлять процессом), команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие), участники.

Обзор процесса. Метод требует минимальной подготовки определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия. Приглашением участников, организацией пространства для проведения кафе занимается группа дизайна.

Мероприятие:

Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».

Основная часть. Несколько (минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Распределение участников показано на рис. 1. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «хозяевами стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей, кластеризация основных идей.
Поиск будущего
Цели. Метод используется, когда различным заинтересованным группам (компаниям, сообществам) необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества, выработать общую картину будущего. В табл. 5 представлено описание модели фасилитации «Поиск будущего».

Участники процесса. Спонсор (человек или группа, заинтересованные в проведении). Организационный комитет включает ключевых участников, которые совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирает место проведения и обеспечивает логистику мероприятия. Фасилитатор кроме подготовки мероприятия, управляет ходом конференции: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники как правило, представители различных групп, заинтересованных в выработке единого видения будущего и в поиске общих оснований для совместных действий.

Обзор процесса. Метод требует тщательной подготовки определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп. Приглашением выбранных участников, организацией пространства для проведения конференции и подготовкой материалов занимается организационный комитет под руководством фасилитатора.

Конференция:

1. Взгляд на прошлое разогрев участников, обсуждение тенденций, которые влияли на группы в прошлом.

2. Взгляд на настоящее создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем.

3. Взгляд на будущее создание идеальных сценариев будущего.

4. Обнаружение общих основ формирование сценариев общего будущего.

5. Планирование действий составление конкретных планов.

Примеры проектов. Конференция «Поиск будущего» была проведена для одной из средних школ города Сакраменто в Калифорнии. В ней приняли участие 50 человек. Участниками стали учителя, учащиеся, администрация, представители районных управленческих структур, бизнеса, высшего образования, члены школьного совета, обслуживающий персонал школы и родители. Наиважнейшим результатом конференции стал позитивный сдвиг в отношениях между учителями, администрацией, родителями, учащимися и представителями бизнеса. Они перестали чувствовать себя изолированными и отчужденными участниками сообщества. Учащиеся увидели учителей с другой стороны. Родители осознали те проблемы, с которыми сталкивается школа, и действия, которые необходимо предпринять, чтобы их преодолеть, и то, чем школа может действительно гордиться. Представители бизнеса увидели возможности для налаживания партнерских отношений и оказания помощи школе. Было выработано общее, разделяемое всеми участниками видение будущего школы, разработан краткосрочный план действий.
Динамическая фасилитация
Цели. «Динамическая фасилитация» используется для решения проблем и «особенно полезна, когда группа сталкивается со сложной ситуацией, не существует простых ответов, есть большое расхождение во взглядах, напряженность и/или конфликт». Это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса». Она применима как в бизнесконтексте, так и для диалога по социальным проблемам в различных сообществах.

Участники процесса. Заказчик (человек или группа, заинтересованные в проведении) определяет роль и цель обсуждения в более широкой картине происходящего, желаемый результат, участвует в процессе обсуждения. Фасилитатор ведет процесс. Участники члены организации или сообщества.

Обзор процесса. Метод требует подготовки. Перед началом фасилитатору необходимо провести выборочные интервью (если нет возможности встретиться со всеми участниками), установить с заказчиком временные рамки для проведения обсуждений и количество встреч.

«Динамическая фасилитация»:

• Введение в процесс. Процесс может начинаться сразу же с вопроса фасилитатора: «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?» либо с краткого введения в процесс.

• Начальная стадия процесс выслушивания, вытягивания и приветствия «первичных решений». Вытягивание опасений и альтернативных решений. Работа с отстаиванием участниками своих позиций. Вытягивание расхождения группы.

• Переходная и промежуточная стадии. Фасилитатор помогает оставаться в творческом процессе расхождения-схождения-расхождения идей.

• Завершающая стадия. Создание листов с результатами и закладками. Закладки помогают суммировать прогресс и оценить объем проделанной работы.

Примеры проектов. Группа дорожных рабочих каждую неделю встречалась и обсуждала с фасилитатором проблему получения дорожной сигнализации для управления движением в зоне строительства. Чиновники округа считали, что наличие дорожной сигнализации в течение всего дня слишком дорогое удовольствие, поэтому с целью экономии денег сигнализация должна быть на дороге только часть дня. Рабочие посмотрели на проблему креативно и установили, что на самом деле наличие дорожной сигнализации в течение всего дня было дешевле и уменьшало количество судебных разбирательств из-за случаев дорожных происшествий. Рабочие встретились с чиновниками в процессе публичных слушаний. Так как они тщательно изучили все точки зрения, всем стало ясно, что рабочие реально понимают проблему и делают ответственный выбор. Чиновники оказались в затруднительном положении, так как они сделали оценки без точного понимания ситуации. Они изменили свое решение. Был создан прецедент совещания дорожных рабочих смогли изменить стиль управления чиновников округа
Выход за рамки
Метод «Выход за рамки» родился в конце 80-х годов прошлого столетия в корпорации GE («Дженерал электрик»). Идея метода принадлежит Дж. Уэлчу, возглавлявшему С-Е, и Дж. Богману, являвшемуся в то время директором центра развития менеджеров GE в Кротонвиле. Проблема, с которой столкнулся Дж. Уэлч, заключалась в следующем. После успешной реструктуризации бизнеса и сокращения персонала менеджеры компаний, которые лидировали в своей отрасли, жаловались на то, что управленческая культура в корпорации GE остается бюрократическо-аналитической, медленно реагирующей на изменения, полагающейся в большей степени на контроль, вместо того чтобы вовлекать и воодушевлять персонал. Сотрудники всех уровней сетовали на отсутствие к ним доверия и старые способы ведения бизнеса в компаниях. И тогда Уэлч и Богман решили в корне изменить культуру GE и найти способ выполнить работу за рамками бюрократической системы. Так родилась идея, а затем и название процесса.

Суть метода «Выход за рамки» проста: межфункциональные и/или межуровневые группы руководителей и сотрудников обращаются к важным для бизнеса темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на «городском собрании». После открытого диалога главный руководитель на месте принимает положительное или отрицательное решение по предложенным рекомендациям, вдохновляет людей на внедрение одобренных решений и затем регулярно оценивает прогресс, чтобы убедиться, что результаты достигнуты. В GE прошли сотни тысяч «городских собраний», идеи хлынули потоком, что дало корпорации доступ к неограниченному ресурсу воображению и энергии талантливых людей. Описание модели фасилитации «Выход за рамки» представлено в табл. 11.

Цели. Метод используется для:

• преодоления бюрократизации компании (избавление от ненужных видов работ);
• совершенствования бизнес-процессов: усиления способности достигать необходимых результатов, например, за счет сокращения времени процесса разработки продукта, принятия заказов, совершенствования коммуникации между сотрудниками;
• разработки инновационных способов взаимодействия с клиентами, поставщиками.

«Выход за рамки» помогает создавать культуру быстроменяющейся, инновационной организации, без границ, в которой руководители способны быстро принимать решения в активном диалоге с сотрудниками, вместо того чтобы прятаться в собственных кабинетах, принимая решение посредством приказов (либо, наоборот, избегая жестких решений).

Обзор процесса. Метод требует тщательной подготовки. Консультант-фасилитатор помогает заказчику и команде разработчиков правильно выбрать области для изменений, сформулировать общую цель для «Выхода за рамки», определить подцели и вопросы для рабочих групп, проследить за выбором участников для межфункциональных команд и обеспечением наличия всех данных, необходимых для работы межфункциональных команд на мероприятии, а также помогает организовать логистику процесса.

Мероприятие:

• Введение цели, повестка, план работы.
• Мозговой штурм обсуждение отдельных аспектов проблемы.
• Галерея идей отбор лучших идей.
• Разработка плана действий разработка плана действий для выбранных идей.
• «Городское собрание» утверждение выбранных для внедрения идей.

Внедрение. Данный этап является обязательным. На этой стадии организуется и отслеживается прогресс в работе проектных команд, результаты освещаются по всей компании, подводятся итоги. Роль фасилитатора заключается в том, чтобы помочь заказчику таким образом выстроить процесс, чтобы решения, принятые на мероприятии, трансформировались в результаты.
3. Источник информации
«Репетитор онлайн» состоит из двух частей: «Интерактивные диктанты» и «Учебник ГРАМОТЫ». Этот интерактивный курс поможет вам с легкостью обойти подводные камни русского правописания.

«Репетитор онлайн» окажет неоценимую помощь школьникам и абитуриентам при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, может использоваться на уроках русского языка как дополнительное учебное пособие, а также будет полезен всем, кто желает проверить и повысить свой уровень грамотности.

Курс постоянно пополняется новыми упражнениями. Следите за обновлениями!
4. Познавательный сайт
Атлас профессий
время чтения 1 мин.
Неоценимый ресурс для выпускников школ - Атлас профессий. Это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Описание Атласа на te-st.ru
Сайт с Атласом профессий
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda