Рассылка № 4
Оценки
Уважаемые учителя!

Что вы думаете об оценках? Не тесно ли вам в рамках от двух до пяти? Мы подготовили небольшие конспекты, в которых педагоги делятся своим мнением относительно того, почему наши классические оценки не очень хорошо работают.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Алмас Ордабаев: Как попасть в казахстанскую сборную на международную Олимпиаду по химии? (время просмотра 50 мин) - молодой учитель по химии тренирует нашу сборную перед международными Олимпиадами по химии. Не только о ней, о и о взгляде на современную школу - в видео.
  2. Статья. 2 конспекта по теме оценок (время чтения 7 мин.) - проведите финский эксперимент - не говорите ученикам их оценки. Ставьте их в журнал для себя - чтобы самостоятельно отслеживать результаты учеников. Как они изменятся?
  3. Интернет-технологии. Редактирование PDF-файлов (научиться за 10 мин.) - составляйте один pdf-файл из нескольких, разрезайте целый на части, превращайте в pdf картинки. Просто и бесплатно.
  4. Источник информации. E-history.kz (время чтения 1 мин.) - скорее всего все учителя истории с ним знакомы. Данные, которых нет в учебнике. Данные, которым можно доверять.
  5. Познавательный сайт. Радио-машина времени (время чтения 1 мин.) - путешествуйте с учениками во времени.
1. Видео
Алмас Ордабаев – не только учитель химии, но и тренер казахстанских школьников к международной Олимпиаде по химии. О том, как проводится подготовка, и как попасть в сборную - в этом видео.
время просмотра 50 мин
2. статья
2 конспекта на тему "Ответ ради оценки"
время чтения 7 минут
Конспект № 1. Дмитрий Волошин, директор компании в сфере образовательных технологий «ПроОбраз» пишет:

Как можно оценить правильность восприятия ребёнком «Войны и мира»? И что такое правильность? Может быть, упоминания всех этих эпизодов вроде «встречи с дубом» или «неба Аустерлица» — не критерий оценки? Мне кажется, что мир устроен сложнее. В нём нет оценок как таковых, весьма редко встречаются абсолютные победы и абсолютные неудачи. Более того, ориентироваться на внешние оценки весьма опасно. Гораздо важнее внутренняя убеждённость в том, что ты делаешь правильные или неправильные вещи.
Чтобы разобраться глубже, он пытается ответить на ряд вопросов:
вопрос:
Что такое оценивание?
Ответ:
Это формальная проверка, соответствует ли результат задания заданному шаблону или идеалу. Сама оценка зависит от степени несоответствия, чем больше несоответствие — тем ниже оценка. На практике всё немного сложнее, так как редко какой результат можно описать настолько полно, чтобы оценить его абсолютно объективно. И тогда оценка опирается на субъективные критерии: профессионализм учителя, его эмоциональное состояние, влияние на это состояние внешнего вида ученика, тембра его голоса и тому подобное…
вопрос:
Как связаны стандарты и оценки?
ответ:
Стандарты нужны, чтобы получать предсказуемый и воспроизводимый результат. Его обратная сторона — потеря гибкости. Стандарт удобен, потому что результат предсказуем. И уже не хочется ничего менять, как-то развиваться. Потому что на всё есть стандарт. Оценивание — приучение к стандарту ответа и стандарту решения. Делай только так, иначе тебя будут осуждать.
Вопрос
Учитель всегда объективен при оценивании ученика?
Ответ
В зависимости от предмета, конечно. А ещё в зависимости от времени года. А ещё в зависимости от настроения оценщика, вызванного временем года. И мы учим детей их понимать и под них подстраиваться. Дети видят, насколько всё зависит от настроения «Марии Ивановны» и что порой важнее промолчать и не высказывать своё мнение, чтобы получить потом хорошую оценку.
вопрос
Нужна ли соревновательность?
ответ
Теоретически, оценивание «разгоняет» соревновательность. Я имею в виду соревнование и с самим собой, и с одноклассниками, и с другими, например, абитуриентами при поступлении в вуз. Кажется, что вся наша жизнь — соревнование. Но ведь не только! Нам нужны дети, которые умеют сражаться друг с другом? Или мы хотим видеть, как они эффективно работают в командах, как умеют находить общий язык со своими сверстниками, да и с людьми постарше тоже?
Конспект № 2. Создатель гуманной педагогики Шалва Амонашвили (1931 г. рождения) в статье «Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка»

Отметки необходимы лишь в авторитарном педагогическом процессе. Не надо смущаться слова «авторитарный», потому что и вы, и я — воспитанники авторитарного процесса, мы получили неплохое воспитание, и знания тоже получили. Отметки родились в рамках авторитарного сознания, это очень давняя традиция.

Так, в Средние века при обучении детей применялись очень жесткие способы принуждения к учению — физические наказания, унижения. Потом вместо телесных наказаний появились отметки.

В XX веке педагогика начинает обнаучиваться, хотя это не наука, это высочайшее искусство, философия. Педагогика зиждется на вере: вере в Бога, красоту, добро, в себя, в ребенка, наконец.

В старших классах пусть учителя по каждому предмету скажут: «Давайте сейчас проведем контрольную, и каждый из вас сам проверит свою работу и поставит себе отметку». Это и ошибки исправить помогает, и совесть проверяется, то есть развивается личность. Учитель только должен помочь и подсказать. Отметки превращаются в термометр — мы измерили уровень наших знаний.

Вот, например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребенок ленился, получил двойку, и так и не знает этого материала. А где пятерка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?

Так что давайте отдадим отметки детям, они же люди, мы же их для жизни готовим. Они должны оценивать мир, себя, свое отношение к людям.
Дополнительно. Педагог-психолог Дима Зицер в статье "Изнасилование на пятерку" доказывает, почему оценки - как минимум не честные - Snob.ru.

"Представьте, у человека в диктанте было 20 ошибок, он долго работал и в следующем сделал только 8. И что же? Опять двойка! Между тем его успех намного больше, чем у отличника, который, исправив одну-единственную ошибку, перешел от четверки к пятерке. Равно как и за сданный чистый лист он получит не ноль, что было бы хотя бы логичным, а все ту же двойку. Неужели вас это не смущает? Как объяснить это детям?"
3. Интернет-технологии
Редактирование PDF
научиться - 10 мин.
Часто нужно работать с PDF - в них часто записаны статьи, книги, отчеты. В общем, самые разные документы. И кажется, что PDF существует так как есть - никак его не изменить. Но это не так. Есть программы, которые позволяют редактировать файл в PDF - вырезать отдельные листы, склеивать несколько PDF в один, превращать в этот формат картинки и так далее.

Мы предлагаем скачать и установить бесплатную программу PDF24. Это можно сделать с официальной страницы - скачать. Выберите вариант PDF24 Creator - ЧАСТНЫЙ. Скачайте, установите, при установке выберите русский язык.
На картинке слева снимок страницы, как выглядит программа при запуске. Самая полезная функция здесь - PDF Конструктор.

В видео ниже показано, как сделать PDF из нескольких картинок.

Скриншот (фотография экрана) PDF24 при запуске
"Лучший учитель учит из сердца, а не из книги"
4. Источник информации
E-history.kz - сайт об истории Казахстана, информации которого можно доверять
5. познавательный сайт
Ресурс radiooooo.com будет интересен всем учителям-предметникам. Ведь на этом сайте, как на машине времени, можно переноситься от эпохи к эпохе, от страны к стране. Что слушали в Германии, когда Макс Планк впервые выступил с теорией о квантовой механике? Или что звучало по радио в Китае во время Культурной революции?

Выберите эпоху и страну, и слушайте радио тех лет.
Made on
Tilda