Рассылка № 5
По ролям: общение на равных
Уважаемые учителя!

Психологи выделяют три типа учительского поведения. По их мнению есть учителя с акцентом на своем "Я" - они концентрируются на себе и подчеркивают свое превосходство. Есть учителя, работающие по модели "Другой" - в этом случае они неосознанно подлаживаются под учеников, вплоть до самоуничижения. А вот педагоги модели "Я - Другой" выстраивают отношения на равных. О том, как искусно совмещать три модели вы знаете на своем опыте, мы лишь представим мнение одной учительницы в статье "Искусство говорить друг с другом" .

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Профессор Алексей Башканов: Конфликт учитель-ученик (время просмотра 13 мин.) - в чем причина самых частых конфликтов и как их разрешить - совет специалиста.
  2. Статья. Искусство говорить друг с другом (время чтения 5 мин.) - попробуйте проанализировать, а по каким типам общения делятся ученики в вашем классе? .
  3. Интернет-технологии. Поиск плагиата (время чтения 1 мин.) - устали, что ученики просто копируют тексты из интернета? Теперь вы сможете доказать, что текст был украден и добиться творческого подхода к написанию сочинений, эссе и т.д.
  4. Источник информации. Фестиваль "Открытый урок" (время чтения 1 мин.) - сайт для учителей, на котором коллеги делятся разработками открытых уроков. Большое количество материалов, которым невозможно не воспользоваться.
  5. Познавательный сайт. 100 000 звезд (время чтения 1 мин.) - проведите на уроке астраномии или английского языка тур по нашей галактике.
1. Видео
Врач-психотерапевт, профессор Алексей Башканов: "Конфликты особенно часто возникают в 6-7 классах, когда у детей формируется характер, они хотят быть лидерами, но учитель – тоже лидер. И в этом соревновании лидеров рождается конфликт – обе стороны хотят сохранить лицо перед классом. Избежать его можно".
Время просмотра 13 мин
2. статья
"Искусство говорить друг с другом"
время чтения 5 минут
Александра САПОЖНИКОВА, учитель начальных классов, Татьяна НОВИКОВА, педагог-психолог. Статья целиком: 1september.ru

В процессе общения взрослые и дети могут занимать по отношению друг к другу разные позиции: «над», «под», «на равных» и менее известные, но не менее значимые позиции «пра-мы» и «в стороне» (отстраненная).
Пра-мы. Первой в жизни ребенка появляется позиция «пра-мы» – чувство единства с самым близким человеком, чаще всего с мамой. Сущность этой позиции лучше всего выражает поза матери, обнимающей младенца: в ней и любовь, и безоговорочное приятие – эти двое настолько слиты, что составляют как бы единое целое, в том числе и психологически. Сознание «пра-мы» активно развивается у ребенка до года. Он должен насытиться, напитаться таким общением. В этом случае он в течение всей последующей жизни будет испытывать чувство доверия к миру, защищенности. Об этом нужно помнить родителям, которые отводят младенцу отдельную комнату, редко берут его на руки, «чтоб не избаловать», или на единственное место в общественном транспорте сажают ребенка, а сами стоят рядом, упуская возможность посадить его на колени, обнять, приблизить к себе.

А зачем об этом знать учителю?

Дело в том, что дети, недополучившие этого общения, вырастают замкнутыми, ибо окружающий мир представляется враждебным и непонятным. Любую попытку физического контакта воспринимают как агрессию. Положите руку на плечо подростку, выросшему в детском доме или интернате, – и он сразу насторожится, ощетинится или воспримет как интимное предложение.
Учителями позиция общения «пра-мы» она используется при индивидуальной работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Например, волшебное действие может оказать рука, лежащая на плече не уверенного в себе школьника, выполняющего трудное задание. Эта рука – знак общности, единства со взрослым, защищенности, которую дает «пра-мы».
Дети, только что пришедшие в школу, интуитивно пытаются наладить с учителем общение на уровне «пра-мы»: подбегают на перемене, прижимаются, стараются взять за руку.

«Над». Следующей в жизни человека появляется, как ни странно, позиция «над».
В возрасте примерно шести месяцев ребенок начинает «диктовать» взрослому свои желания. Например, размахивается и забрасывает игрушку подальше, а потом требует, чтобы ему достали и принесли ее. Это первые попытки подчинить взрослого своим желаниям. Ребенок уже не слит со взрослым, а использует его. Чуть позже ребенок пробует эту позицию в общении с детьми младше или психологически слабее себя. Чаще всего это происходит во время игры.
Ребенку в этот момент необходимо помочь: в позиции «над» он учится командовать, руководить действиями других. Не освоив ее, ребенок не сможет перейти к позиции «под», очередь которой наступает в четыре-шесть лет.

«Под». Для того чтобы ребенок научился общаться в позиции «под», ему снова необходима игра. Сначала он подстраивается из позиции «под» к другим, обычно более старшим детям, стремясь войти в увлекательную игру. И только потом – ко взрослым.
В шести-семилетнем возрасте ребенок научается произвольно, сознательно занимать позицию «под» по отношению к взрослым, что и будет одним из показателей готовности к школьному обучению.

«На равных». Если ребенок освоил и позицию лидера, и позицию подчиненного, ему становится доступным общение на равных, когда все участники общения или деятельности выступают в роли равноправных партнеров.
Очень важно, чтобы эта позиция использовалась в общении учеников с учителем и друг с другом во время учебных занятий.
Помимо того, что ученики должны быть готовы к новому для себя типу общения, к нему должен быть готов и учитель. К тому, что он тут не самый главный, что мнение каждого ребенка заслуживает обсуждения, а не оценки правильно – неправильно. И поскольку учитель по статусу выше учеников, ему придется специально выстраивать общение на равных, а иногда намеренно занимать позицию «под», спрашивая у ребят совета в той области, где они более компетентны.

«В стороне». Не обойтись педагогу и без отстраненной позиции, когда он демонстрирует доброжелательное присутствие, готовность оказать помощь, поддержать. Но напрямую не вмешивается в происходящее в классе, например, во время самостоятельной работы. Учитель должен научиться выдерживать эту позицию: не вмешиваться, едва завидев ошибку, а промолчать и дать ребенку возможность ошибиться, поискать правильное решение, попробовать, перебрать несколько вариантов. Общение в этой позиции – большое искусство.

Пример. Позиция «на равных» очень плодотворна для развития ребенка. К нам в первый класс пришел мальчик за месяц до конца учебного года. Причем пришел из школы, где у класса полгода не было классного руководителя, они болтались по коридору, и, как бывает в таких случаях, в классе очень быстро установился закон джунглей: каждый выживал как мог. Мы с воспитателем сначала терпеливо объясняли новичку, что здесь правила совсем другие. Пробелов в знаниях у ребенка было множество, амбиций тоже. И вот однажды, выполняя домашнее задание, он переписывал работу уже в третий раз, а ошибок в ней – даже больше, чем раньше. Я посмотрела работу и говорю: «Знаешь, давай отложим, не надо больше переписывать. Все равно толку сегодня не будет». Он вышел из класса. А через несколько минут заглядывает коллега из соседнего класса: «Это не ваш там плачет?» Подхожу и предлагаю: «Хочешь, поговорим?» (Обнять и утешить в «пра-мы» не годилось: взрослый, самостоятельный, слезы были от досады, а не от детской обиды). Кивает головой: «Хочу». Я ему объяснила, что понимаю, как он старался, что он не виноват. Рано или поздно все обязательно получится...
Когда пришла мама, они ушли не сразу – мальчишка долго вертелся у моего стола. Смотрю – записка: «Я постараюсь, я буду очень стараться. И у меня обязательно получится. Не расстраивайтесь!»
Мы поговорили на равных: что я думаю про ситуацию, как он ее понимает, что будем делать дальше. Я не настаивала на очередном (бессмысленном) переписывании, а отнеслась к ученику как к равному, к человеку, который сделал все, что мог, но у него пока не получилось. И он повел себя не как маленький, которого уговаривают или заставляют, а он обижается и отлынивает.

Иногда то, в чем ученик нуждается больше всего здесь и сейчас вообще никак не относится к учебному плану
3. Интернет-технологии
Проверка на плагиат
время чтения 1 мин.
Вы задали сочинение или реферат, но боитесь, что ученик просто скачал его из интернета и никак творчески не переработал материал? Существуют бесплатные сервисы, которые позволяют проверить, откуда был скопирован текст. Выборочные проверки могут дисциплинировать учеников.

Мы рекомендуем сайт text.ru. Вставьте текст поле и нажмите "Проверить на уникальность". Через некоторое время машина покажет, какие фрагменты и с каких сайтов взял ученик.
4. Источник информации
Открытыйурок.рф - большой сайт профессионального учительского сообщества России, на котором учителя публикуют разработки своих открытых уроков. Вы можете не только пользоваться разработками коллег, но и предлагать свои.
5. познавательный сайт
На интерактивной карте создана визуализация звездных окрестностей. На ней показано расположение 119,617 близлежащих звезд. Ее можно вращать, как угодно. Также она показывает масштабы наших звездных окрестностей - попросите учеников найти Землю или подготовить информацию о любой звезде. Это занимательное путешествие для уроков астрономии.
В левом верхнем углу есть кнопка, нажав которую, можно пройти экскурсию на английском языке по представленным звездным окрестностям.

Лучше всего работает в браузере Chrome!
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda