Рассылка № 6
EQ: эмоциональный интеллект
Уважаемые учителя!

Вы - главная ценность страны. Это знают те, кто понимает, что именно в ваших руках будущее Казахстана. Учитель создает все будущие профессии и задает направление юным умам.
При этом мы знаем, как вам сложно - в первую очередь эмоционально. В этой рассылке представлен небольшая статья, которая поможет спастись от эмоционального выгорания. Многих вам сил!

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Виктор Франкл: Человек тем лучше, чем лучше мы о нем думаем (время просмотра 4 мин. 23 сек. ) - как сделать коллег и учеников, которые вам не очень нравятся лучше? Хвалите их - даже за то, чего они не делали. Об этом - великий психолог, выживший в немецких концлагерях.
  2. Статья. Как управлять эмоциями? (время чтения 8 мин.) - воспользуйтесь полезными методами по развитию эмоционального интеллекта, чтобы сохранить свои нервы на долгие годы в порядке.
  3. Интернет-технологии. Как редактировать аудио? (время чтения 1 мин.) - создавайте и редактируйте аудио сами или дайте оригинальное задание ученикам.
  4. Источник информации. Мел.фм (время чтения 1 мин.) - сайт, посвященный образованию.
  5. Познавательный сайт. Парадоксы науки (время чтения 1 мин.) - сайт, который содержит 21 тему для обсуждения.
1. Видео
Виктор Франкл - выдающийся психолог. Он выжил в Аушвице, концлагере, из которого вернулось не так много людей. В итоге он написал книгу "Сказать жизни "Да". Психолог в концлагере". В этом коротком видео он утверждает, что есть способ сделать человека лучше. Нужно думать о нем лучше, чем он есть, и тогда он станет таким, каким он может быть.
Время просмотра 4 мин. 23 сек
2. статья
Управление эмоциями в работе учителя
время чтения 8 минут
Эмоциональный интеллект. Значительные психологические нагрузки в процессе педагогической деятельности ведут к развитию профессионального стресса. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на молодых педагогов. Так, результаты исследований позволяют предположить, что синдром «эмоционального выгорания» при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает складываться у будущих педагогов ещё в период обучения в вузе. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью.

Также часто повторяющиеся негативные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Работа с эмоциями – одно из современных направлений, в рамках которого эмоция рассматривается как особый тип знания. Так появляется термин "эмоциональный интеллект», то есть способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.

В данной статье мы остановимся на содержании таких составляющих эмоционального интеллекта, как управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих, поскольку они представляются наиболее важными для успешного педагогического взаимодействия.

Управление эмоциями и чувствами предполагает, в первую очередь, понимание, что они есть, а также контроль над тем, как они проявляются. Контроль эмоций возможен именно на уровне осознания.

Степень осознанности эмоций может быть различной. Полное осознание эмоционального процесса означает, что вы целиком и полностью можете охарактеризовать его, понимаете связь между эмоцией и вызвавшими её причинами, а также эмоциями и теми последствиями, которые они влекут.

Управление эмоциями делится на три этапа. На первом этапе нужно осознать себя как субъекта переживания, а также осознать, что в вас есть та или иная эмоция. Так происходит «отделение» собственного Я от переживаемого чувства («Я испытываю страх, удовольствие», а не «Мир страшен либо приятен»). Таким образом вы как бы становитесь зрителем эмоции, наблюдая ее со стороны.

Следующий за осознанием этап управления эмоциями, связанный с пониманием эмоций, обозначается как называние. Будучи названным, эмоциональное переживание утрачивает свою интенсивность и власть над человеком. Для того, чтобы назвать эмоцию, необходимо иметь достаточно богатый эмоциональный словарь. Его содержание зависит в первую очередь от используемого языка - от эмоция в большей или меньшей мере представлена в языке в зависимости от того, насколько важной и желательной она считается в той или иной культуре. Например, в русском языке нет слов, которые могут описывать эмоции в других языках. Но это не значит, что этих эмоций не существует. Так, в итальянском языке существует слово fiero, обозначающее удовольствие от встречи со сложной задачей.

Третий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации. Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслями типа «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую». Напротив, такие мысли как «Узнай об этом больше», «Открой себя для этого чувства» и т.д. свидетельствуют об открытости сознания для потока эмоциональных переживаний. Когда человек предпочитает стратегию открытости эмоциональным событиям, то он способен сопереживать окружающим в большей степени, чем, если механизм управления эмоциональным опытом действует в направлении его ограничения .

Приведём 2 упражнения, которые способствуют более эффективному осознанию эмоций и адекватному их называнию.
Дворец чувств
Закройте глаза. Представьте себе, что вы попали в чудесный дворец. В нём за каждой дверью живут эмоции и чувства: наслаждение, безмятежность, тоска, любовь, азарт, смятение, стыд, восхищение, удовольствие, страдание. В какие комнаты вы направитесь? О чём вы хотите спросить выбранную эмоцию или чувство? Что они вам расскажут? Что вы испытали, находясь в той или иной комнате?
Словарь эмоций
В течение трёх минут запишите слова, выражения, обороты речи (любые), которые позволяют вам точно выразить чувства. Запишите их в два столбца: положительные­ – отрицательные.

Проделав это, обратите внимание на количество слов:

- более 30 слов – ваш словарный запас позволяет дифференцированно выражать ваши чувства; это предпосылка того, что ваши эмоциональные переживания будут поняты окружающими;
- 20 -30 слов – вы можете различным образом выразить свои чувства, однако тренировка вам не помешает;
- менее 10 слов – вам необходима тренировка в выражении чувств.

Обратите также внимание на то, каких эмоций у вас больше, положительных или отрицательных? Это характеризует вашу личность, ваше отношение к жизни.
3. Интернет-технологии
Работа с аудио
время чтения 1 мин.
Audacity - популярная программа по работе с аудио. Ее можно использовать в двух случаях - если вам самим нужно нарезать или склеить аудиозапись, или вы хотите дать ученикам творческое задание. Скачать программу для Windows
Один из примеров использования программы по редактированию аудио - создание так называемых "подкастов", то есть небольших образовательных аудиоматериалов. Например, вы можете надиктовать на диктофон в смартфоне текст, а затем обработать в программе - убрать лишние слова и звуки, наложить фоновую музыку, разрезать на части и так далее. Конечно, любая программа требует какого-то времени на то, чтобы разобраться в ее основах. В качестве подсказки мы разместим видео по работе с этой программой для начинающих.
4. Источник информации
Mel.fm - сайт про образование. Некоторые статьи из этого ресурса мы размещаем в наших рассылках, но кроме них здесь собрано большое количество полезных статей, посвященных школе. Рекомендуем обратить внимание на подборки по тегам:
5. познавательный сайт
Энциклопедия научных парадоксов - проект, посвящённый сбору и систематизации научного юмора, абсурда, софизмов и парадоксов. Здесь пока 21 статья, но и они могут послужить хорошей основой для творческих заданий и тем для обсуждения.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda