Рассылка № 7
Чтение в эпоху перемен
Уважаемые учителя!

Вы наверное заметили, что "новые" дети с трудом читают. Есть мнение, что виной так называемой клиповое мышление, которое развивается из-за того, какой огромный объем разнообразной информации дети получают через различные устройства. Наверное, это не плохо и не хорошо - это данность новой эпохи. И вопрос стоит скорее всего так - каким должен быть новый подход, чтобы влюбить учеников в книги.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Джон Грин: Учеба в интернет-эпоху (время просмотра 18 мин.) - он рассказывает, как проложить свою карту в мире интернет-образования. Его лекция рассеивает страх, что учиться онлайн невозможно - люди только и делают, что учатся.
  2. Статья. Клиповое мышление (время чтения 8 мин.) - книжная эпоха сменилась эрой технологий. Она не несет в себе никаких угроз - это просто новая реальность, и нам повезло жить в самом ее начале, поэтому мы еще не понимаем, как с ней совладать.
  3. Интернет-технологии. Онлайн-тесты (время чтения 1 мин.) - создавайте и редактируйте тесты, логические игры, опросы и кроссворды сами или дайте оригинальное задание ученикам. Или найдите уже готовый тест для использования на уроке.
  4. Источник информации. Уроки информатики от Яндекс (время чтения 1 мин.) - открытые лекции и доклады для учеников 9-11 класса могут быть очень полезны для ребят, которые хотят получить продвинутый уровень в смежной области между программированием и лингвистикой.
  5. Познавательный сайт. Реальные карты (время чтения 1 мин.) - вы не задумывались, почему Гренландия выглядит больше, чем Африка? Все это происходит из-за искажений, когда изображение с круглой поверхности переносят на плоскость. Сайт покажет, каковы размеры стран на самом деле.
1. Видео
Ученый Джон Грин - один из тех, кто влюблён в информационную эпоху. Он рассказывает, какой чудесный мир ему открыли онлайн-видео..
Время просмотра 18 мин.
2. статья
Клиповое мышление
время чтения 8 минут
Американский журналист Николас Карр в далёком 2008 написал статью «Мы все тупеем от Google?», в которой выразил серьёзную обеспокоенность самим собой, когда не смог прочитать книгу. Опросив друзей и знакомых, он понял, что в своей проблеме он не одинок. Он начали исследовать, что происходит, и оказалось, что человек не глупеет – в новых условиях перестраивается тип мышления и способ получения информации. Оказалось, что интернет-пользователь вовсе не читает, а пролистывает, сканирует страницы. Навык сосредоточенного погружения в текст теряется, замещаясь способностью быстро переключаться.

Ученый-культуролог Константин Фрумкин в своей блестящей статье «Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры» называет пять факторов, повлиявших на формирование нового, рассредоточенного, дефрагментированного типа мышления:

  1. ускорение темпа жизни и постоянное увеличение информационного потока;
  2. увеличение требований к скорости поступления информации и её актуальности;
  3. увеличение разнообразия поступающей информации;
  4. увеличение количества занятий, которыми человек занимается одновременно;
  5. рост демократии на разных уровнях социальной системы; проповедь превращается в дискуссию, риторика — в диалектику.
Мы просто не можем позволить себе надолго задерживать на чём-то внимание; это чревато выпадением из контекста, потерей собственной идентичности в социуме из-за невписанности в глобальный или локальный круговорот событий.

Опасность вовсе не в интернете, не в играх, не в цифровых технологиях, а в нас самих. Бесконечный цикл взаимного влияния общественных требований и особенностей мышления индивидуума порождает необходимость постоянных поисков баланса между взаимоисключающими и одновременно взаимодополняющими качествами этого самого мышления — сосредоточенностью и переключаемостью.

Конфликт, традиционный между поколениями, накладывается на ускоряющийся темп изменений и приводит к периодическим вспышкам общественной паники из серии «мы не те, что прежде». Только за XX век и начало XXI мы пережили затяжной страх перед телевидением, уродующим наших детей; перед компьютером, уродующим наших детей; перед видеоиграми, уродующими наших детей; перед социальными сетями, уродующими наших детей; перед мобильными гаджетами, уродующими наших детей. Опасения и тревоги просто не успевают улечься — стоит чуть подрасти предыдущему «изуродованному» поколению, тут же появляется новый объект для фобии, к которой это поколение благополучно и подключается.

Новые технологии всегда пугают. Так, в XV веке один венецианец со звучным именем Иеронимо Скварчафико, глядя на «современных детей», жаловался, что появление книгопечатания приведёт к интеллектуальной лености. Люди станут менее прилежными, когда подлежащий усвоению материал будет дешевым и доступным, как уличная девка. В головах возникнет невероятная каша.

Но книги прижились. Более того, книжная эпоха, эпоха радио и телевидения – все они длились так долго, человечество успевало смириться с изменениями, впустить их в свою повседневность и считать той самой нормой, по которой ещё наши деды росли.

Именно в последнее десятилетие происходит уникальная ситуация: растёт поколение, которое не застало эту планету без интернета, мобильных устройств и состояния «всегда на связи». А воспитывается это поколение теми, кто рос без постоянного доступа к сети, без Википедии в качестве киберпротеза для памяти и без развлечений, льющихся из каждого утюга.
.
Педагогика, которая льет слезы над этим новым человеческим типом — наследница средневековой педагогики, базировавшейся на заучивании текстов. Нет сомнений, что как бы этого ни хотели люди предыдущих поколений, такая педагогика в новую эпоху выжить не может.
— Константин Фрумкин
Педагоги и родители, в силу профессии и воспитания обладающие именно системным мышлением, развитыми навыками работы с линейным текстом, накопленной базой знаний, стремятся обеспечить своих подопечных овладением именно этих, безусловно ценных навыков, но с огорчением констатируют тщетность этих попыток. «Не читает», «не запоминает», «не пересказывает», «в одно ухо влетело, в другое вылетело».
Нам это не нравится, кажется неполноценностью, нездоровьем, аномалией. В запущенных случаях так оно и есть. Но вектор глобального развития таков, что умение быстро сориентироваться в массе разносторонних и зачастую противоречивых сведений, используя максимум дополнительных источников, гораздо важнее, чем способность вдумчиво проанализировать один (всего один!) первоисточник за это же количество времени. Найти решение, чтобы работало, чтобы ничего не остановилось, да поскорее, завтра уже будет поздно — вот девиз современного времени.

Саморегуляция возьмёт своё. Пускать на самотёк мы тоже не имеем права: в конце концов, баланс между качествами мышления — клиповостью и сосредоточенностью — необходимо постоянно корректировать, вопрос лишь в пропорциях. Наше дело — предложить альтернативу, но не настаивать.

3. Интернет-технологии
Создание тестов Online Test Pad
время чтения 1 мин.
В Online Test Pad вы можете создавать свои интернет-тесты, логические игры, опросы, кроссфорды. Создавайте тесты сами или дайте задание ученикам составить их друг для друга. Также в базе сайт множество уже готовых тестов, созданных другими пользователями - пусть чужие работы вдохновят вас на создание собственных авторских разработок
4. Источник информации
Уроки информатики от Яндекса для учеников 9-11 классов. Видео-лекции и доклады можно смотреть бесплатно. Доступны архивы с 2013 года - https://academy.yandex.ru/events/m/
5. познавательный сайт
Как было сказано в видео в этой рассылке, карты создают действительность. Посмотрите на обычную карту - действительно ли Гренландия больше Африки? Сайт thetruesize.com помогает сравнить реальные размеры стран друг с другом - просто схватите две страны, которые вы хотите сравнить, и перетащите их к экватору. Например, окажется, что Россия не такая уж и большая, а Австралия - не такая уж и маленькая. Пояснение здесь: http://masterok.livejournal.com/3012956.html.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda