Рассылка № 8
Мета-идеи: от частного к универсальному
Уважаемые учителя!

Следующие 12 рассылок покажут, в каком направлении движется глобальное школьное образование. Казахстан стремится вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны. Казахстанские делегации постоянно принимают участие в международных конференциях ОЭСР в рамках проекта «Будущее образование и навыков: образование 2030» - это означает, что Министерство образования и науки Казахстана в целом заинтересовано в международном обсуждении будущего образования.

С уважением, «Образование будущего»
Содержание
  1. Видео. Майсуна Зайинд: Церебральный паралич - только одна из моих проблем (время просмотра 14 мин. ) - девушка с юмором рассказывает, как ей живется, и напоминает, какой потрясающей ценностью мы обладаем - жизнью.
  2. Статья. Мета-образование (время чтения 11 мин.) - видение школы будущего от партнеров ОЭСР. В будущих школах будут учить идеям, а не фактам. Казахстан также участвует в процессе обсуждения программы ОЭСР "Образование 2030".
  3. Интернет-технологии. Облачное хранилище (время чтения 1 мин.) - рабочие файлы могут быть вам доступны одновременно, где бы вы ни находились - дома или на работе. Попробуйте, это удобно.
  4. Источник информации. Киберленинка (время чтения 1 мин.) - крупнейшая бесплатная библиотека научных статей на русском языке.
  5. Познавательный сайт. Мир языков (время чтения 1 мин.) - инфографика, на основе которой можно дать отличное домашнее задание. Например, ученик может рассказать, почему на одном языке говорят многие, а другие - почти вымирают.
1. Видео
Мэйсун Зайид - девушка с церебральным параличом, и это только одна из 99 ее проблем. В своем выступлении она напоминает, как это здорово - жить. И делает это с юмором.
Время просмотра 4 мин. 23 сек
2. статья
Образование будущего – от частного к универсальному
Фрагмент книги "Четырехмерное образование", которая является была написана в сотрудничестве с проектом ОЭСР «Образование-2030».
время чтения 11 минут
В традиционной системе также принято поощрять объём проверяемых знаний, а не глубину понимания и способность ис­пользовать знания — компетенции (навыки, личные качества и мета-обучение). Но что, если бы больше систем образования сле­довали задаче личной самореализации учеников и общественного прогресса, включая возможности трудоустройства? Чтобы это ста­ло возможным, мы должны сделать трудный выбор — решить, что является актуальным для XXI века, а что нет.

Но как мы можем переосмыслить, что в традиционных дисци­плинах является важным, оставаясь скрупулёзными и став более гибкими? Что важно учитывать при постоянной доступности фак­тических и методических знаний в интернете? Как нам аккуратно убрать ставшие неактуальными фрагменты, чтобы освободить ме­сто для изучения современных областей знаний и компетенций, необходимых в XXI веке? Ответ заключается в четырёхчастной проверке каждой из данных дисциплин с целью выявить её клю­чевые составные элементы. Ниже мы кратко проиллюстрировали наше направление мысли, взяв математику как пример.

1. Идеи и мета-идеи. Какие представления ученики пронесут через всю свою жизнь, благодаря их непосредственной практической пользе или же обогащающему влиянию на мировоззрение? Что является ключевым в данной дисциплине? Какие идеи остаются на долгие годы после выпуска из школы?

Одним из примеров такой идеи из области математики может стать скорость изменения. Также понятие скорости изменения приобретает более глубокое значение в применении к физике, при рассмотрении взаимосвязи между положением, скоростью и ускорением. Эта идея в абстрактном виде она мо­жет быть полезна всем. Например, даже не-эпидемиологи должны понимать скорость изменения, рассматривая вопрос распространения такой болезни, как лихорадка Эбола, чтобы принимать решения относитель­но своего личного здоровья и безопасности.

Мета-идеи — это идеи, которые по своей сути являются опорными в рамках дисциплины, а иногда и за её предела­ми, в сфере других дисциплин, а не ограничиваются опре­делённой темой. В математике одной из таких мета-идей является доказательство – оно применимо во всех сферах жизни. Анализ доводов важен как рекламе, так и в политической риторике.

2. Приёмы, методы и инструменты. Приёмы — это формообразующие элементы каждой из дис­циплин. В математике приёмами могут быть: формулирование во­просов математически; использование математических понятий, фактов, процедур и рассуждений; интерпретация результатов и выводы.

Далее, приёмы можно разделить на методы. Они отно­сятся к навыкам мышления в рамках данной дисциплины. Так, в математике существует метод по разбиению сложной задачи на части и решение каждой из них отдельно.

Этот метод жизненно необходим для решения многих проблем в реальной жизни в разных дисциплинах и карье­рах. К примеру, если вы хотите написать книгу, то можно создать структуру, а затем заниматься каждым пунктом по отдельности, прежде чем соединить всё в единое целое.

3. Разделы, подразделы и темы. Какие темы в дисциплине действительно важны для современного мира? Пример такого раздела в математике — «дискретная математика», где од­ним из подразделов могла бы стать теория игр, а в её рам­ках появилась бы такая тема, как «Дилемма заключённого». Такие темы могут иметь отношение к широкому спектру частных и общественных проблем. К примеру, применение допинга в спортивных состязаниях—это дилемма заклю­чённого, поскольку если бы оба соревнующихся спортсме­на не принимали усиливающих препаратов, обоим было бы лучше, но если допинг примет только один из них, то второй проиграет.

4. Как сделать знания более междисциплинарными? Поскольку знания выходят за рамки одной дисципли­ны, естественно рассмотреть способы выявления связей между областями знаний. Подчёркивание междисципли­нарного применения идей, мета-идей, методов и инстру­ментов — это мощный способ иллюстрировать идеи и мгновенно делать их актуальными для учеников. Так, экс­поненциалы (математика) можно поставить в один рад с сложными процентами (управление финансами) и финан­совыми пузырями (история, социология), а также с ростом бактерий (биология) и истощением ресурсов (экология).

Кто-то возразит, что многие идеи настолько сложны, что преподавать их можно только разбивая на удобные фрагменты. Действительно, невозможно по-настоящему понять экосистему, не зная, что такое биотиче­ские и абиотические компоненты, а также различные уровни пи­щевой цепи, от первичных продуцентов и первичных консументам и редуцентам.

Но в действительности эта лексика не принесёт ученикам ни­какой пользы за пределами урока биологии, если только они не будут изучать биологию профессионально.

Так что же останется в головах тех учеников, которые старатель­но занимаются и учат материал, но не идут дальше в биологию? Возможно, тот способ, которым организмы самоорганизуются в иерархии и сообщества, в которых соревнуются и сотрудничают, или что все используют солнечную энергию, проходящую через различные организмы, или как это влияет на то, как люди взаимо­действуют с окружающей средой.
В традиционной обра­зовательной программе эти идеи часто спрятаны в выводах после параграфов, и ученики зачастую чувствуют себя подавленными из-за количества материала, который необходимо учить.
Если переме­стить акценты и поставить задачу не охватить полное содержание той или иной темы или вопроса, а помочь ученикам полноценно понять ключевые аспекты, то ученики будут лучше понимать, вос­принимать и сохранять в памяти материал.

Почему бы не перегруппировать традиционные материалы не по дисциплинам, а вокруг больших идей и тому подобного?
3. Интернет-технологии
Облачное хранилище
время чтения 1 мин.
Dropbox - программа, которая позволяют иметь доступ к своим файлам, где бы вы ни находились. Можно установить программу на домашнем и рабочем компьютере, тогда на обоих появится папка Dropbox, в которую вы можете помещать любые файлы. И, положив файл на работе, вы можете быть уверен, что в вашем домашнем компьютере этот файл появился автоматически. Изменения в документе синхронизируются также. Например, убрав запятую в файле на работе, он изменится и на домашнем компьютере. Количество устройств, с которых можно получать свои же данные, неограничен. Кроме этого - все документы сохраняются в "облаке", то есть в хранилищах/серверах компании Dropbox, и у вас всегда есть к ним доступ. Подробная информация - на главной странице, ссылка на которую размещена выше.
4. Источник информации
Киберленинка - один из самых крупных русскоязычных библиотек по хранению научных статей в самых разных дисциплинах. Научные статьи с удобным поиском и инструментом цитирования могут помочь вам как в научной, так и педагогической работе.
5. познавательный сайт
Мир языков - инфографика на английском языке, которая показывает, сколько человек говорит на том или ином языке.
Благодарим вас за внимание и надеемся, что наша подборка была для вас полезной. Следующую рассылку ждите через неделю.
Made on
Tilda